Профессия концертмейстера-аккомпаниатора довольно древняя. Со временем она претерпевала закономерные изменения, менялись инструменты, репертуар, исполнительские формы и количество, и состав ансамблей. Концертмейстер является довольно сложной профессией, но вместе с тем наиболее распространенной для пианистов. Ведь практически ни один инструментальный или вокальный класс не обходится без концертмейстера, равно как и концертная деятельность инструменталистов существенно осложнилась бы без пианиста-аккомпаниатора. Справочники и словари выделяют два значения слова «концертмейстер»:
— «руководитель группы исполнителей оркестра», умеющий в случае необходимости заменить дирижёра и проводить репетиции, а также «солист симфонического и оперного оркестра»;
— «пианист-аккомпаниатор», который руководит певцами и также может помочь в освоении нотного материала и найти верную трактовку материала.
Тем не менее, не каждый пианист может освоить эту профессию – она требует особого склада характера, исполнительского мастерства, общемузыкальной эрудиции и способности к совместному исполнительству, способности сопереживать и вместе учить материал. По справедливому замечанию Е. Кубанцевой, «важным условием профессионализма является наличие у концертмейстера исполнительской культуры, которая предполагает отражение его эстетического вкуса, широту кругозора, сознательное отношение к музыкальному искусству».
Как полагает цитируемый автор, «творческий союз солиста и концертмейстера – очень увлекательный взаимообогащающий процесс, способный доставлять исполнителям творческую радость и стимулировать их дальнейшее профессиональное развитие.
Чтобы стать хорошим концертмейстером, пианистам необходимы следующие качества: общая музыкальная одарённость, развитый музыкальный слух, творческое воображение, умение осознать форму произведения в целом, артистизм, умение проникнуть в «сердцевину» авторского замысла и убедительно воплотить замысел в концертном исполнении, а вместе с этим, разумеется, уверенное владение инструментом (в технической и художественной сторонах). Также, для успешного освоения музыки различных стилей и эпох аккомпаниатор должен иметь большой репертуар.
Способность легко читать с листа считается одним из главных качеств хорошего аккомпаниатора. Поэтому навыку чтения с листа пианистов уделяют большое внимание буквально с самого начала обучения. Шендерович относит «умение быстро ориентироваться в тексте» к числу важнейших навыков концертмейстера. Это умение в дальнейшем «формирует и ряд других качеств, при которых охват концертмейстером музыкального произведения будет как бы опережать намерения солиста». Аккомпаниатор не может быть «весь в нотах с головой», он должен постоянно наблюдать за исполнительским процессом вокалиста – только в этом случае концертмейстер становится «по-настоящему удобным партнером», способным предугадывать намерения солиста.
Стремясь к достижению подлинной художественности исполнения и максимальному раскрытию образного содержания, заложенного в произведении, необходимо объяснить ученику концертмейстерского класса, что его игра должна быть подчинена жёсткой метрической сетке («игре под метроном»). При несоблюдении этого правила совместное исполнение лишается живого дыхания, что не позволяет вокалисту сосредоточиться на содержательной стороне произведения. А в самых крайних случаях приведёт к ухудшению качества исполнения из-за невозможности брать комфортное дыхание. Тем не менее, главное в вокальном произведении – СЛОВО. Поэтому работа концертмейстера должна быть подчинена раскрытию образно-смыслового потенциала текста: последний внимательно и совместно изучается обоими исполнителями стачала в отдельности, затем – во взаимодействии с музыкой. Концертмейстер должен понимать и прочувствовать СЛОВО так же глубоко, как и певец.
Одна из сложностей, имеющихся в работе неопытного концертмейстера, связана с балансом динамических соотношений между голосом и фортепиано. Динамические оттенки, используемые пианистом, зависят от тембра и тесситуры голоса вокалиста. Например, нюанс forte будет меняться в зависимости от того, кому мы аккомпанируем,
– басу или лирическому сопрано. Воплощение целостного музыкального замысла достигается благодаря ансамблевому вниманию концертмейстера
– чрезвычайно важной составляющей его успешной деятельности. Для улучшения этого навыка важны не только занятия и совместные музицирования, но и накопление музыкальных впечатлений и воспитание в себе общей музыкальной эрудиции для понимания ситуативной уместности штриха, динамики, баланса связки солист-аккомпаниатор.
Вместе с тем понимая опасность «штампов», тиражируемых в записях оперных «звёзд» (склонных исполнять музыкальный текст «как удобно»), возможно стоит вновь и вновь возвращаться к метроному, который указан композитором или редакторами нотного текста, как отправному моменту основной работы. Профессионально грамотное прочтение музыкального текста и соответствующее его исполнение предполагают основательное знание либретто выбранной оперы, словесного текста романса или песни.
Во время репетиций, при разучивании произведений, от концертмейстера требуется доброжелательность, открытость и корректность по отношению к солисту. Это пожелание равным образом адресуется певцу: «В работе концертмейстера с вокалистом необходимо полное доверие». Чтение с листа и продуманное освоение репертуарных списков позволяет существенно расширить охват вокальной литературы различных стилей, а также помочь в дальнейшей концертной деятельности и работе, когда на освоение нового произведения у пианиста не будет возможности потратить существенное время. Нельзя не упомянуть об ещё одном важном навыке для пианиста-концертмейстера для работы в вокальном классе – транспонирование на полтона и тон, хотя бы мелодии с басом. К последним можно присоединить подобранную на слух гармоническую составляющую. Ведь голос очень тонкий инструмент, зависящий от многих обстоятельств, так что нередко требуется транспортирование нотного текста для удобства исполнения. Стоит не забывать о том, что пианиста-аккомпаниатора часто приходится в работе в вокальном классе играть по клавишу или переложения оперных партий. Оперные арии, сцены, изначально предназначенные для солиста (солистов) и оркестра, и на рояле должны производить «оркестровое» впечатление – для этого концертмейстер должен научиться интонационно осмысленному воспроизведению оркестровой фактуры. Некоторые пианисты аккомпанируют исполнению оперных арий «рояльным» звуком. К сожалению, это будет довольно грубой ошибкой и пианисту стоит уделить больше времени для того, чтобы добиться оркестрового звучания. Для этого, возможно потребуется изучить партитуру или, хотя бы изучить указания в клавире, прослушать записи оркестрового звучания арий и попробовать сымитировать звучание разных оркестровых групп.
Так же во время исполнения стоит не забывать, что главным, в восприятии слушателя должен остаться солист. Для этого аккомпаниатору придется проявить такт, вкус и изрядное внимание. Хороший концертмейстер спасает вокалиста довольно часто, проявляя внимание к дыханию, паузам и мягко поддерживая его инициативу, но, вместе с тем, не давать растеряться и подхватить, в случае ошибок или оплошностей.
Предлагаемые выше рекомендации являются обобщением многолетнего опыта пианиста-концертмейстера и педагогов концертмейстерского класса. Употребление их в своей деятельности помогает существенно улучшить качество исполнения любого музыкального материала.