Мысловский Юлий Михайлович: «Постановка правой и левой руки на скрипке»

Постановка правой и левой руки на скрипке.

На сегодняшний день существует очень много различных методических трудов на данную тему. Главная их цель – научить правильно и удобно держать инструмент и смычок, и сделать это как можно быстрее!

Как правило, задача преподавателя состоит в том, как научить правильно во-первых держать скрипку, а во-вторых, чуточку позже, – смычок. Такая последовательность не случайная. Считается, что научить правильно держать скрипку проще, чем смычок, хотя существуют свои нюансы. Однозначно так утверждать не следует. Скорее всего, это связано с трудностью координации движения обеих рук, ребёнку тяжело следить сразу за правой и левой рукой, поэтому процесс должен быть последовательным. Типичные проблемы, с которыми сталкивается ученик и преподаватель, – это хватательный рефлекс в левой руке и слабый мизинец в правой. Ещё существует ряд моментов в левой руке, которые тоже часто встречаются, такие как: горизонтальное положение кисти левой руки, вместо вертикального; держание скрипки на груди, вместо того, чтобы держать её на плече с помощью головы; слабый поворот ладони в сторону шейки скрипки и т. д. Конечно, не нужно забывать, что левая рука, удерживая скрипку, находится в неестественном физиологическом положении, её нужно немного «выворачивать», но к этому можно привыкнуть, так как мышцы ребёнка эластичные. С другой стороны неправильная постановка левой руки неизменно ведёт к дискомфортной игре, к зажатию мышц, особенно при игре мизинцем.

С правой рукой тоже существуют сложности, которые связаны с физиологическими особенностями мизинца, его природной слабостью, с пронацией и супинацией. Кроме того, существуют традиции и школы, которые связаны именно со способом держания смычка: русская, советская, франко-бельгийская. На сегодняшний день, можно сказать, выработался интернациональный вариант, основанный на этих школах.

Одна из главных задач преподавателя – это не только научить правильно держать инструмент и смычок, но и помочь сохранить правильную постановку в процессе обучения, которую можно легко испортить! Для этого существует ряд упражнений и рекомендаций, выработанные видными преподавателями и скрипачами, такими как К. Флеш, М. Либерман, Ф. Кюхлер, Л. Ауэр, С. Янкелевич и др. Например, известные «качели» для мизинца правой руки – очень эффективно сказывается на укреплении его мышц. А равномерное движение большого пальца левой руки, при игре, например, упражнения Шрадика, помогает расслабить мышцы левой руки. Ещё одно упражнение для левой руки, предложенное К. Флешем, – постановка пальцев на струны в обратном порядке, где 1-й палец ставится на ми струну, 2-й на ля, 3-й на ре, а 4-й на соль. Это упражнение помогает держать кисть и пальцы в готовом состоянии для игры, повернутыми в сторону шейки грифа.

Вопрос держания смычка требует  дополнительного внимания особенно при движении. Отличное упражнения для ведения смычка без скрипки предложил в своей работе «Я буду скрипачом» С. Шальман. Он предлагает вести смычок в изгибе локтевого сустава. Есть и современные приспособления для ровного ведения смычка, так называемые ограничители, которые устанавливаются на скрипку. Конечно, для ровного ведения смычка нужно внимательно относиться к такому явлению, как пронация и супинация. Для этого нужно следить за тем, чтобы сустав в запястье был расслаблен, что даёт кисти возможность быть ведомой предплечьем и плечом. Положение локтя правой руки тоже играет важную роль. В зависимости от плоскости струн локоть меняет положение. Так, на 4-й струне локоть имеет самое высокое положение.

Естественно, одними рекомендациями и демонстрациями по постановке рук и ведению смычка не обойтись, ученик должен вырабатывать навыки, а это ежедневный труд юного скрипача. Преподавателю часто приходится уделять внимание постановки рук на протяжении всего процесса обучения, до самого окончания школы.

Список литературы:

Ю. Янкелевич. Педагогическое наследие

О. Пархоменко. В. Зельдис. Школа игры на скрипке

М. Либерман. М. Берлянчик. Культура звука скрипача.

К. Флеш. Школа игры на скрипке

Скачать

170034, Россия, Тверская область
г.Тверь, ул.Ерофеева, дом 11

Телефон: +7 (4822) 58-25-01
E-mail: info@3musictver.org
Все материалы сайта доступны по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0 International. Прочие авторские права охраняются законодательством Российской Федерации.

При использовании материалов сайта активная гиперссылка на него обязательна. Никакого предварительного согласия на перепечатку не требуется.