Мысловский Юлий Михайлович: «О выборе репертуара в классе скрипки»

О выборе репертуара в классе скрипки

После того, как преподаватель выполнил первостепенную задачу по постановке рук, ему нужно сделать следующий очень важный шаг- правильный выбор репертуара! Конечно, существует программа, в ней обозначены произведения различных жанров крупной и малой формы, гаммы, упражнения и этюды, предложены репертуарные списки. Из существующего обилия учебной литературы, преподаватель может, исходя из индивидуальных возможностей ученика обозначить наиболее актуальное продвижение и развитие воспитанника. Но, в программе нет критериев выбора программных произведений в зависимости от конкретного состояния игры ребенка в данный момент, поэтому преподаватель может полагаться в первую очередь на свой опыт и интуицию и еще, преподавателю следует хорошо знать программный репертуар. Систематическое изучение учебного репертуара может проходить в двух направлениях: в ходе занятий с учащимися и в специальной самостоятельной исследовательской работе, изучая художественные, музыкальные, стилистические, технические особенности и прогнозируя педагогический эффект, который может быть достигнут в исполнительском развитии ученика при изучении того или иного произведения.

Принцип выбора репертуара основывается на выполнении разных задач. При этом прогрессивность репертуара, развитие музыкального мышления, пробуждение эстетического вкуса рассматривается как первостепенная цель при подборе репертуарного плана. Это можно назвать ориентацией на эффективность. Важно прогнозировать сможет ли учащийся накопить нужные навыки в ходе работы над произведением, чтобы исполнение было свободным и осмысленным, а замысел автора, стиль и характер произведения были донесены слушателю. Иными словами, педагог должен уметь определять степень подготовленности ученика над тем или иным произведением, учитывая возможность преодоления встречающихся в нем трудностей. Осмысление художественного образа произведения играет важную роль в равной степени с техническими задачами.

Преподаватель должен понимать, что давать произведения не последовательно, может привести к пробелам. Необходимо соблюдать логику в исполнительском развитии ученика, особенно не следует отрываться от объективной оценки реальных возможностей и недостатков учащегося. Беглость пальцев, смена позиций, двойные ноты, аккорды, штриховое разнообразие – это те факторы, которые определяют технический рост ученика. Дальнейшее формирование этих навыков и является техническим продвижением скрипача, а педагог выбирает стратегию: либо движение вперед (освоение более трудной в содержательном и техническом плане программы), либо «остановка» (специальная работа над улучшением исполнительских качеств, совершенствование игровых навыков, преодоление недостатков и т.д.), повышение качественной стороны исполнения. Поэтому репертуар надо подбирать так, чтобы владение исполнительскими средствами воспитывалось естественным путем, органично и последовательно

Итак, все учебные произведения можно условно разделить на несколько групп:

  1. Виртуозные произведения, которые требуют соответствующей технической подготовки. Подобные произведения хорошо развивают беглость и лёгкость исполнения мелких штрихов.

А. Комаровский «Вперегонки», «Этюд»

Д. Кабалевский «Вприпрыжку», «Этюд»

П. Шольц «Этюд»,

Э. Дженкинсон «Танец»

П. Чайковский «Игра в лошадки

Н. Рубинштейн «Прялка»

Н. Бакланова «Этюд-легато»

В. Шер «Бабочки»

К. Бом «Непрерывное движение»

Ц. Кюи «Непрерывное движение»

А. Яньшинов «Прялка»

Дж. Эллертон «Тарантелла»

Ф. Шуберт «Пчелка»,

В. Фиорилло «Этюд №28»

  1. Жанррвые и характерные пьесы. К ним можно отнести менуэты, гавоты, полонезы, скерцо и другие, обладающие ярким «сценарием». Все они требуют отточенности штрихов, легкости звукоизвлечения, изящности, стилистически верной акцентировки. Эти пьесы развивают такие ценные качества как легкость, изящество игры, хорошее владение разнообразными штрихами и всевозможными их сочетаниями, различные ритмы.

Л. Бетховен «Сурок»

К. Вебер «Хор охотников»

П. Чайковский «Неаполитанская песенка», «Шарманщик поет»

Й. Гайдн «Анданте»

В. Кролл «Полька ослика»

Г. Мари «Ария в старинном стиле»

Л. Боккерини «Менуэт»

Н. Римский — Корсаков «Мазурка»

3.Кантиленна. Невозможно представить себе полноценную работу над скрипичным звуком, если ученик с первых шагов систематически не играет произведения напевного характера. Созерцательные, лирические, а также эмоционально взволнованные.

Н. Бакланова «Романс»

М. Глинка «Песня Вани»

П. Чайковский «Старинная французская песня»

А. Хачатурян «Андантино»

И. Брамс «Колыбельная»

Н. Раков «Вокализ»

А. Спендиаров «Колыбельная»

М. Ипполитов-Иванов «Мелодия»

И. Бах «Сицилиана»

К. Глюк «Мелодия»

4.Этюды. Очень важное место в техническом развитии ученика занимают этюды. Подавляющее число этюдов имеет ясно выраженное музыкальное содержание. При изучении этюдов следует придерживаться принципа разнообразия технических задач. Полезно изучать одновременно два-три этюда на различные виды техники, сначала небольших по объему или больших, но не целиком. Допустима различная степень завершенности по объему, но с решением поставленной задачи. Какие этюды можно считать полезными, а многие обязательными. Это этюды Г. Кайзера, Ф. Мазаса («Специальные» и «Блестящие»), «малые» этюды Я. Донта, далее 42 этюда Р. Крейцера в редакции А. Ямпольского (первые 10 номеров) для достаточного уровня технической подготовки. Часто бывает, что ученик изучает в классе лишь малую часть этюдного материала, подобная система работы не способствует техническому и музыкальному развитию учащегося. Этюдный материал подбирается согласно техническим задачам, которые стоят перед учащимися в конкретном случае, с возрастанием степени трудности. Изучение этюдов тесно связано с исполнением художественных произведений. Изучение этюдов должно быть неразрывно связано с пьесами и крупной формой, как помощь в решении технических задач в конкретном произведении.

Параллельно с этюдами необходимо изучать упражнения Г. Шрадика, А. Яньшинова, К. Родионова, Ф. Риса и другие.

Примерный порядок изучения произведений крупной формы:

О. Ридинг «Концерт» си минор

Г. Гендель «Вариации»

Н. Бакланова «Сонатина» «Концертино»

Ф. Зейтц «Концерт» №1

А. Яньшинов «Концертино»

А. Вивальди «Концерты» (Соль, ля, соль, Ля)

А. Корелли «Сонаты»

А. Комаровский «Концерты»

Ф. Зейтц «Концерт» №3

Ж. Б. Сенайе «Сонаты»

Г. Гендель «Сонаты»

Ш. Данкля «Вариации»

Г. Холлендер «Концерт»

Ж. Б. Акколаи «Концерт»

И. Бах «Концерт» (ля, Ми),

Ш. Берио «Концерты» №9, №7, «Вариации»

П. Роде «Концерт» №7, №8

Д. Виотти. Концерт №22

Невозможно переоценить значение правильного выбора и планирования изучения учебного репертуара. Только разнообразный, разнохарактерный, разносторонний материал, охватывающий широкий круг технических приемов игры на скрипке и художественных задач, может способствовать правильному развитию юного скрипача.

Список литературы:

  1. В. Третьяченко «Программа для ДМШ- скрипка» разных лет 1976г., 1989г.2003г.
  2. Г. Турчанинова «Некоторые вопросы обучения профессионального скрипачей в младших классах» 1981г.
  3. М. Либерман. Культура звука скрипача

Скачать

170034, Россия, Тверская область
г.Тверь, ул.Ерофеева, дом 11

Телефон: +7 (4822) 58-25-01
E-mail: info@3musictver.org
Все материалы сайта доступны по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0 International. Прочие авторские права охраняются законодательством Российской Федерации.

При использовании материалов сайта активная гиперссылка на него обязательна. Никакого предварительного согласия на перепечатку не требуется.