Педагогическое наследие Р. Крейцера и П. Родэ.
Творческое влияние великих французских скрипачей Р. Крейцера и П. Родэ на современную скрипичную школу трудно переоценить. Известная совместная методическая работа Роде, Байо, Крейцера «Школа для скрипки» является огромным вкладом в развитие педагогики. Их композиторское дарование тоже весьма интересно. Самые известные свои произведения они написали для скрипки, хотя и при жизни Крейцера его оперы тоже были очень популярные. Известный факт, что французская школа развивалась под влиянием итальянских мастеров скрипичного искусства, в частности Дж. Виотти.
Цель данной работы состоит в том, чтобы детально проанализировать пользу некоторых произведений композиторов, которые плотно вошли в школьный репертуар скрипача. Для начала хотелось бы рассмотреть известный сборник этюдов Р. Крейцера, который в среде скрипачей принято называть «библия скрипача»! Да, действительно, логика очерёдности этюдов, их польза невероятны. В этом сборнике представлены этюды на различные виды техники: grand detashe, detashe, legato, spiccato и др. А также сочетание этих штрихов. Трели, двойные ноты, фугато, аккорды, различные ритмы, переходы в позиции, развитие беглости пальцев левой руки и т. д.
Давайте рассмотрим знаменитый первый этюд Крейцера. Он играется широким detashe, но есть и различные штриховые варианты. Он очень полезен для учеников. Его польза состоит не только в развитии штрихов, но и в соединении струн, в лёгкой смене ближайших позиций, в интонировании октав, усиленной работой 4-го пальца и чередование с открытой струной. Действительно, первый этюд должен помочь овладеть главным штрихом скрипача – широким detashe.
С первого по восьмой этюды являются учебным пособием по развитию штрихов detashe, martele и staccato с различными вариантами, в том игра через струну (этюд №6).
Теперь давайте рассмотрим знаменитый 9й этюд, бестселлер среди этюдов, обучающих плавным переходам в позиции. В нем предлагается исполнение одной и той же ноты в разных позициях. Это интонационно очень непросто, для упрощения задачи, в целях тренировки, предлагается использовать вспомогательную ноту, которая является пальцем, на котором нужно «скользить», в последствии, ученик должен научиться «скользить бесшумно».
Не могу не остановиться на следующем, десятом этюде. Этот этюд направлен на развитие чистого интонирования, особенно в верхних позициях. Движение вверх в форме арпеджио с повторяющиеся нотами разной аппликатурой, с плавным и переходами делают этот этюд очень полезным, мимо которого проходить нельзя. Не зря он состоит в сборниках этюдов для старших классов музыкальных школ.
Немало этюдов посвящённых технике трели с различными штриховыми вариантами. Следует отметить, что во времена Крейцера трели и мелизмы были украшениями, без которых ни одно серьёзное произведение не обходилось. К тому же, что вибрация практически не использовалась и запрещалась. Так, отец Моцарта, Леопольд Моцарт, крайне негативно относился к вибрации и считал, что она искажает интонацию. В любом случае, вибрация тех времен была скудной и значительно отличалась от Крейслеровского революционного трепетного вибрато. Следует отметить, что занятия трелью помогает развитию беглости пальцев, особенно укреплению мизинца, который должен играть трель так же легко, как и другие пальцы.
Этюд № 35. Это этюд, без которого невозможно научиться правильной аккордовой технике. Многие научились играть аккорды неправильно, с помощью кистевого и локтевого движения всей руки, не используя при этом работу мизинца. Техника этого этюда направлена на то, чтобы научить скрипача играть аккорды с помощью мизинца, который делает «качели» на струнах, путем ослабления и толкания трости. Плюс ко всему, этюд даёт возможность научиться протягивать аккорды.
24 каприса Пьера Роде являются следующим уровнем по сложности после Этюдов Крейцера. Их изучают только продвинутые школьники. Каприсы отличаются большей художественной составляющей, чем 42 этюда Крейцера, ведь Роде учился композиции у самого Дж. Виотти, а Р. Крейцер был по большей части самоучкой. Многие каприсы Роде начинаются с лирического и медленного вступления в темпе adagio, grave, andante, а после – стремительное allegro и vivace. Большая часть каприсов посвящены определённым видам техники, штрихам, позициям, неудобным тональностям, трелям и мелизмам.
Перу Роде принадлежат 13 ярких и виртуозных концертов для скрипки. Самые известные из них — №1, №7 и №8. Эти концерты должны быть всегда на вооружении для старшеклассников. Они отличаются певучестью, обилием элементарных технических приёмов, насыщенностью штриховой палитры. Существует некоторое предвзятое отношение к концертам Роде и Крейцера из-за их не высокой художественной ценности. Многие пренебрегают ими, отдавая предпочтение более популярным произведениям, что является ошибкой.
Именно благодаря произведениям П. Родэ, Р. Крейцера и др. представителей французской школы можно добиться академизма в игре на скрипке, научиться владеть красивым тоном.
Список литературы:
В. Григорьев, Л. Гинзбург. История скрипичного искусства
М. Либерман. М. Берлянчик. Культура звука скрипача
И. Лесман. Очерки методике игры на скрипке
К. Мострас. Интонация на скрипке.