Волковa Н. Г. Методическая работа
Известно, что процесс обучения игре на скрипке достаточно длительный. Причиной этого являются трудности при постановке рук на инструменте. Фактически, совершенствование навыков игры на скрипке продолжается в музыкальной школе в течение не одного года для того, чтобы скрипка в руках ребенка зазвучала достойно. И одним из факторов, помогающим гармонизовать и гладко пройти этот путь, выступает коллективное музицирование в разных своих проявлениях.
На протяжении всего времени обучения в школе ученики сталкиваются с разными формами ансамбля. Уже на самых первых уроках ученик, конечно не зная об этом, становится участником камерно-инструментального ансамбля. Специфика обучения игре на скрипке такова, что занятия постановкой левой и правой рук некоторое время ведутся раздельно. Более того, в занятиях с начинающими присутствуют такие методики овладения инструментом, в которых какое-то количество уроков идет подготовительная работа без скрипки и без смычка, со вспомогательным оборудованием. В это время, чтобы поддержать интерес к занятиям, нужно скорее дать ребенку почувствовать себя «исполнителем», дать услышать звук скрипки, пусть хотя бы щипком на открытых струнах. И теперь игра в сопровождении фортепиано значительно поддержит ученика. С аккомпанементом «петушки», «козочки» и «паровозики» приобретут характер, помогут эмоционально-личностному отношению ребенка к конкретному музыкальному образу, разбудит воображение. Дальше фортепиано будет сопровождать ученика на уроках специальности и помогать развивать музыкально-исполнительские навыки.
В период овладения смычком, можно разнообразить игру исполнением простейших детских песенок, обработок знакомых мелодий в две скрипки с преподавателем. Этот момент так же очень эмоционально-положительно воспринимается учеником младшего класса. Здесь уже можно показать его и в публичном концерте, что будет значительной мотивацией к обучению.
По мере приобретения устойчивых технических навыков игры на скрипке, учеников можно объединить в коллектив из нескольких человек. Занятия в ансамбле позволяют учащимся приобрести новые знания и умения, которых нельзя получить, если заниматься только специальностью. Ансамблевая игра отличается от сольной тем, что участникам ансамбля приходиться координировать свои исполнительские намерения для реализации совместного замысла. У детей появляется чувство коллективной ответственности.
При формировании коллектива, состоящего из учащихся младших классов, начинать работу, лучше имея в составе ансамбля преподавателя. Так как у детей ёще нет опыта игры в большом коллективе, им будет на кого равняться. Творческая атмосфера коллективного музицирования в совместной игре позволит ребёнку почувствовать себя почти на одной профессиональной «ступени» с преподавателем, повысит его самооценку.
Для подростков занятия в ансамбле — это потребность данного возраста в общении со сверстниками, им свойственно стремление к расширению межличностных контактов, к самоутверждению. Использование этой мотивации помогает привлекать их в учебной работе к выступлениям перед публикой, занятия наполняются уже профессиональным содержанием, приведут к положительным личностным изменениям.
Я занимаюсь с ансамблями учащихся младших и старших классов. Ансамблевое исполнительство очень нравится детям. Оно соединяет их в «коллектив друзей», что из-за специфики обучения в музыкальной школе трудно осуществить на уроке специальности. В разновозрастном ансамбле младшие тянуться за старшими, они учатся объективно оценивать свою игру. Если по каким либо причинам ребёнок не может выступать как солист, то в ансамбле он точно реализует свои творческие амбиции. Ребята принимают участие в концертах разных уровней: в конкурсах и фестивалях профессиональной направленности; в школе для своих родителей и друзей на отчетных концертах; социально направленных – для воспитанников детских садов, для ветеранов; на тематических концертах просветительского характера; на концертных площадках города.
Ансамбль как коллективное исполнительство — самый благодатный предмет в ДШИ как для ученика, так и для преподавателя.