Киселева Т.А. Краткий доклад
Активное по форме обучение в основной школе, по существу, сводится к тренировке способностей воспроизводить сочиненное кем-то, элементы творчества отсутствуют.
Кто же, как не мы, педагоги школ искусств должны научить детей творить, создавать что-то новое, свое, оригинальное.
В самих музыкальных школах часто наблюдается некоторая пассивность музыкального обучения. Дети обучаются строго по программе.
Как и положено, на академические концерты и экзамены выносятся определенные произведения, которые ученик исполняет перед строгой комиссией и получает за игру оценку.
Хорошо, если оценка соответствует лучшим ожиданиям ученика, а если нет? Если в следующем выступлении будет снова неудача – тут можно ожидать любую трагедию – вплоть до ухода из школы. Некоторые ученики «привыкают» к тройкам.
А где же радость? Где то удивление и ожидание чего-то замечательного и прекрасного, которое присутствовало при поступлении ребенка в музыкальную школу?
Академические концерты, конечно, нужны и, более того, необходимы. Все другие концерты, и, особенно, творческие, дают возможность «выровнять» неудачи учащихся, если таковые случаются во время обязательных выступлений.
К сожалению, современные дети уделяют музыкальным занятиям дома гораздо меньше времени, чем уделяли мы – их педагоги. Жизнь сильно изменилась – поменялись приоритеты, стало слишком много соблазнов.
Дети тянутся больше туда, где у них лучше получается, где им интереснее.
Задача современных музыкальных школ и школ искусств — удержать ребенка, заинтересовать его так, чтобы он во главу всех своих увлечений ставил обучение музыке.
Наша цель воспитывать не только будущих музыкантов-исполнителей, но и творчески мыслящих любителей и слушателей музыки. Если не будет слушателей, кому будут нужны исполнители? Наша задача удержать ученика в школе, сделать его активным пропагандистом музыкального искусства.
Каждый год школы дополнительного образования принимают в свои стены одно количество учащихся, а через 7 лет выпускают совсем другое. По новым требованиям ФГТ обучение продлевается еще на год. Как уменьшить отсев уч-ся? В этом вопросе может помочь внеклассная работа.
Поступающий в школу искусств ребенок идет за красотой, сказкой и даже волшебством. Дошкольные и школьные годы – время, когда сознание максимально открыто для обучения мышлению, а чувства – эмоциям. Обучение ребенка должно быть профессиональным, разносторонним, а подход – творческим.
Чтобы сохранить контингент уч-ся, необходимо создать такие условия, при которых ученики могли бы принимать участие в создании чего-то, нового, своего, неизведанного, оригинального. Не ограничивать их только обязательными выступлениями. Каждый ребенок должен себя почувствовать востребованным и очень нужным!
Я приветствую посещение уроков у первоклассников их родителями, особенно в первом полугодии.
На уроках родители видят, что обучение игре на музыкальном инструменте, прежде всего, труд и терпение, тогда они и сами начинают серьезнее относиться к занятиям, что сразу же передается и ребенку. Здесь же завязываются отношения педагог – родитель.
Ансамблевая игра приносит много радости, выступать в ансамбле гораздо веселей и совсем не страшно. Ученик быстрее привыкает к сцене.
Играя в ансамблях, репетируя, выступая в хоре или оркестре, дети учатся не только слушать друг друга, но и дружить, помогать друг другу.
Особый вид деятельности – общение. Хорошее развитие обеспечивается только активной, эмоционально окрашенной деятельностью, в которую человек вкладывает всю свою душу, в которой полностью реализует свои возможности, выражает себя как личность. Такая деятельность приносит удовлетворение, становится источником энергии и вдохновения.
Восемь лет назад на новогодний праздник я решила сделать спектакль, чтобы как-то разнообразить обычные праздничные концерты. Это был спектакль с концертом. Детям, да и взрослым наше представление очень понравилось. Назывался он «Зимняя сказка», состоял из 6 сцен, которые переносили зрителя то на новогодний праздник в самой школе, то в зимний лес к Бабе-яге, то к Лешему. Между сценками зрители «возвращались» в школу на концерт, который снова сменялся сценками. В спектакле было задействовано 30 учащихся и почти столько же в концерте. Готовились мы к этому спектаклю целый год. Сценарий и стихотворный текст — придумывали сами, костюмы тоже шили сами. Дети взялись за новое дело с большим энтузиазмом, отстаивали право на роли, особенно отрицательных героев. Во время репетиций было решено дать название новому театральному кружку — «В гостях у сказки», так как жизнь, даже у детей, в наше время, на мой взгляд, слишком прагматична, в ней не хватает детскости, фантазии, сказочности, волшебных приключений.
Таинство действия, образ (даже если это маленькая роль зайчика) заставляют ребенка ощутить свою неповторимость важность, почувствовать на себе всеобщее внимание, ответственность, ощутить себя артистом. Этот первый наш спектакль еще не был музыкальным, если не считать концертных вставок между сценками, но он так понравился зрителям, а самое главное, – исполнителям, что мы его многократно повторяли в течение трех лет.
Создание театрального кружка «В гостях у сказки», куда мы принимаем всех желающих, натолкнуло меня на проведение ежегодных фестивалей под названием «Образы в музыке». В этих фестивалях принимают участие учащиеся всех отделений и классов. Условия участия таковы, что каждый выступающий помимо исполнения произведения должен как-то его представить (презентовать). Это может быть вступительное слово, стих, отрывок из художественного произведения, костюм, танец, сценка. К презентации могут быть привлечены и другие ученики, причем совсем не обязательно представлять только программную музыку. Дети замечательно придумывают образы и целые действия к сонатам, просто пьесам и даже к этюдам.
Неоднократно было замечено, что дети, исполняя те же пьесы, что и на академических концертах, после представления своего произведения в каком-либо виде, исполняют его гораздо лучше, эмоциональнее, интереснее. А ведь это, практически, труднее, так как требует переключения деятельности и новой сосредоточенности. Но, самое главное, они получают огромное удовольствие, радость, аплодисменты. Как и в театральной работе, раскрываются неожиданные таланты.
На таких фестивалях мы видим более артистичных и увлеченных детей, чем на обычных концертах, причем участие в них с удовольствием принимают даже самые слабые ученики (они исполняют более простые или лучше понятые ими произведения).
Еще одна положительная черта таких мероприятий – сотрудничество. Это сотрудничество педагога и ребенка, сотрудничество детей в одном номере (кто-то исполняет произведение, а кто-то представляет его танцем, мелодекламацией, сценкой, игрой на других инструментах).
Дети всегда ожидают интереса со стороны взрослых к их внутреннему миру. Хочется отметить сотрудничество детей и их родителей, когда родители помогали с костюмами, в подборе литературной части, в домашних репетициях. Отсюда общая заинтересованность, общее творчество, эмоциональное участие, и, самое главное, большая востребованность, и ребенок это чувствует, он счастлив, он готов еще выступать. После таких выступлений учеников можно легко без уговоров включать с их оригинальными номерами в любой шефский концерт.
Навыки, которые дети получают на уроках специальности, ансамбля, хора, оркестра, аккомпанемента и любые другие навыки всегда востребованы в театральных постановках.
На смену традиционным концертам для детских садов приходит новая форма — костюмированные концерты — спектакли со сквозным действием, где в сказочных образах дети сами ведут концерт.
Нами сочиняются специально для шефских концертов короткие музыкальные спектакли, например, в этом учебном году мы сочинили продолжение сказки «Три поросенка», сказку, которая по времени занимала всего 15 минут — «На лесной полянке». В ней приняли участие 10 учеников с 1 по 5 классы, где они не только исполняли свои роли, но и играли на инструменте, пели и танцевали. Трудно сказать, кто больше получил положительных эмоций от этих выступлений – зрители или сами выступающие. Радость возникает от сознания достигнутого.
Участие детей в спектаклях является стимулом для хорошей успеваемости самих участников. Получить роль в спектакле можно, если ученик старается, хорошо учится не только в школе искусств, но и в основной школе.
Концерт «Я помню вальса звук прелестный» тоже можно считать отзвуком театрального кружка. Концерт напоминал светский бал.
Незабываемое воспоминание оставил концерт, посвященный семье, где наряду с учащимися в концерте приняли участие и их родные. Общие увлечения, педагога, детей и их родителей – благодатный путь.
В 2010 г. был поставлен большой музыкальный спектакль по повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка», где приняли участие ученики старших классов со всех отделений школы. Помимо основных сцен по тексту повести нам пришлось сочинять и собственные промежуточные мизансцены позволяющие сделать связки к основным сценам и дать возможность переодеться и подготовиться к выходу главным героям спектакля.
Участие в театральных постановках способствует выработки у детей активной жизненной позиции, воспитывает ответственность за себя и других.
В прошлом учебном году нами был поставлен большой синтетический спектакль, посвященный 200-летию победы русского народа над Наполеоном – «Война и музыка – 1812г.». В нем приняла участие почти вся школа ученики и педагоги. В спектакле была выдержана основная хронология событий при помощи ведущих, отрывков из фильмов, стихов и сцен. Были представлены герои тех событий – уроженцы Тверского края. Но главным акцентом спектакля была музыка того времени и музыка о том времени. Спектакль очень понравился зрителям, он вызвал много эмоций у аудитории и даже слезы. Главное заслуга спектакля – воспитание любви к Отчизне у школьников, закрепление знаний истории России.
Развитие заложенных в человеческой природе творческих возможностей вызывает появление более глубокого чувства ответственности и, следовательно, приводит к тому, что учащийся начинает лучше наблюдать за самим собой.
Доска объявлений, где отражается концертная деятельность нашей школы, практически не бывает пустой. Почти ежедневно на ней что-нибудь обновляется.
Предпрофессиональное образование сегодня требует получения не только качественного профессионального образования, оно требует ярких личностных качеств, широкого кругозора, способности ориентироваться в полихудожественном пространстве, понимания взаимообогащения действительности и искусства, умения взаимодействовать со смежными видами искусств. Новый музыкант должен не только быть хорошим музыкантом-исполнителем, но и обладать способностями к художественной коммуникации, творчеству, по возможности иметь навыки режиссера, танцора, дизайнера, успешно продвигать свой (или чужой) творческий продукт.