Алимова Ирина Наильевна: Усовершенствование навыков и умений постановки голоса в процессе работы на уроках

Введение. 

Обучение детей пению — процесс, требующий от педагога высокой профессиональной квалификации: глубоких знаний законов голосообразования и развития детского голоса, выработанной системы (методики) занятий — многократно апробированной и подтвержденной убедительными качественными результатами.

Работа с детским голосом накладывает на педагога особую ответственность, т.к. он имеет дело с еще неокрепшим организмом, хрупким и нежным голосовым аппаратом ребенка. Педагогу необходимо учитывать, что в силу физиологических причин (роста детского организма в целом), голос ребенка будет изменяться по диапазону, силе и тембру.

«Воспитывать» голос, значит, выявлять все лучшие его свойства, данный голосу определенного человека, прививая навыки до тех пор, пока голос не приобретет необходимые профессиональные качества и тембровые краски. Вокальное пение-это психофизиологический процесс, связанный с различным эмоциональным состоянием ребенка. Оно оказывает глубокое воздействие на эмоциональную сферу и умственное развитие ребенка, совершенствует его основные психологические функции. Таким образом, обучению эстрадному пению детей является главным средством их воспитания и развития.

Под развитием детского голоса понимается качественные и количественные изменения состояния голосового аппарата и формирование вокальных навыков: певческого дыхания, звукообразования, артикуляции, слуховых навыков и навыков эмоционально-выразительного исполнения.

В методической разработке рассматриваются способы развития основных вокально-технических навыков и становление их, а также развитие вокального певческого голоса и его выразительности.

На занятиях и репетициях должна быть системность и последовательность — это чрезвычайно важный момент, от которого зависит результат выработки рефлексов.

В основе обучения пению лежит правильная вокально-техническая культура исполнения.

Навык правильного звукоизвлечения автоматизируются в процессе многократных, целеустремленных тренировочных занятий, а при отсутствии систематики — они утрачиваются. Всякого рода технические приемы без точного указания, как именно их выполнять, как, например: «дышите правильно», «направляйте звук в маску» и т.д., нарушают автоматизацию регулирование процесса голосообразования и ведут на практике к ухудшению голоса. Вот почему задача педагога заключается в том, чтобы, вмешиваясь косвенным путем в «голосовую стихию», вырабатывать технику голосообразования не по частям, а в целом — именно: дыхание, касания звука, освобождение фонационных путей от мышечных зажимов. Все это будет подготовительным этапом в воспитании навыков и обработке механизмов голосообразования. Подготовительный этап самый ответственный. Он закладывает фундамент.

В процессе обучения  вокалу учащиеся не только приобретают знания о певческом голосообразовании. Но у них формируются, совершенствуются вокально-технические, художественные навыки. Кроме того, развиваются исполнительские задатки, музыкально-художественный вкус, умственные способности: память, аблюдательность, мышление, воображение, речь, нравственные чувства, воля. Таким образом, в процессе вокального обучения происходит становление личности учащегося. Личность каждого ученика сугубо индивидуальна! Педагог, влияя на функции голосового аппарата, прививает профессиональные навыки, свойственные данной индивидуальности. Вокально-техническая и художественная работа с первых шагов обучения должна вестись в единстве.

Наглядный метод на уроках вокала теснейшим образом сочетается с репродуктивным, который состоит в воспроизведении и повторении учащимся певческого звука и способность работы голосового аппарата в соответствии с объяснением и показом педагога. Такое воспроизведение и повторение нужно, например, на совершенствовании выполняемых действий при помощи учебного материала: системы упражнений и вокальных произведений, в результате у обучающегося формируются и развиваются вокальные навыки.

 

Глава 1. Развитие вокально-технических навыков.

Обучение детей пению предполагает систематическое вокальное воспитание, включающее овладение вокально – техническими навыками. Работа по развитию вокально – технических навыков представляет собой неотъемлемую часть всей работы с учеником. Овладеть вокальными навыками возможно только при условии систематического вокального воспитания на индивидуальных уроках.

Развитие вокально-технических навыков связано с важным вопросом гигиены и режима голоса. От того, как будет развиваться голос ребенка и, особенно от режима занятий, зависит качество голоса. Направленность работы на создание таких установок — один из главных моментов в организации всего учебного процесса.

Под содержанием обучения пению мы понимаем систему основных специфических знаний и навыков — соблюдение правил в пении:

— высокой певческой позиции;

-дыхания, певческой опоры;

— в музыкальной фразе должна быть одна основная вершина, выделенная при помощи динамики и акцентирования;

— звук на конце музыкальной фразы требует сохранения активности пения (даже при diminuendo) до конца его длительности;

— при выдерживании длинной ноты необходимо ощущать и внутренне подчеркивать начало новой доли, заключенной в ней;

— при пении четверти с точкой, как бы оттолкнувшись от точки, исполнять следующую за ней короткую ноту легче, тише, но, не теряя активности;

— чем быстрее темп, тем легче, тише и активнее должен быть звук;

— при движении мелодии вверх или восходящих сначала нижний звук необходимо обличать за счет динамики и атаки звука;

— нельзя сливать два гласных звука, стоящих на стыке слов;

— недопустимо брать дыхание посреди слова (если оно не цепное);

— нельзя отделять дыханием подлежащие от сказуемого;

— вдох по объему и скорости производить в характере песни и др.

  1. Развитие певческого голоса детей тесно связано с формированием определенных навыков, лежащих в основе слухового восприятия, умственных операций и вокального воспроизведения.

Навыки — это действия, отдельные компоненты которых в результате повторения стали автоматизированными.

По данным А.В. Запорожца, А.А. Люблянской, А.В. Петровского, выделяются три основных этапа формирования навыка:

1) аналитический — овладения элементами действия;

2) синтетический — образование целостной структуры действия;

3) автоматизация — закрепление и совершенствование целостной структуры. Разграничение певческих навыков и свойств певческого голоса.

Первые выступают как причина, вторые как следствие.

Основные свойства певческого голоса:

1) звуковысотный диапазон;

2) динамический диапазон на различной высоте голоса;

3) тембр: богатство обертонами, качество вибрато, вокальная позиция, полётность и звонкость, плавность регистровых переходов, ровность на различных гласных, степень напряженности;

4) качество дикции: разборчивость, осмысленность, грамотность;

Основные слуховые навыки:

— слуховое внимание и самоконтроль;

— вокально-слуховые представления певческого звука и способов его образования.

Навык выразительности достигается за счет:

— мимики, выражение глаз, жестов и движений;

— богатство тембровых красок голоса;

— динамических оттенков, отточенности фразировки;

— чистоты интонации;

— разборчивости и осмысленности дикции;

— темпа, пауз и цезур, имеющих синтаксическое значение.

Формирование вокальных навыков единый педагогический процесс.

Опыт творческой деятельности учащегося. Он призван обеспечить готовность учащихся к самостоятельному поиску решения новых проблем, предполагает формирование творческого мышления, которое проявляется в любом виде деятельности человека, а также зависит от способов обучения. Решения новых проблем, предполагает формирование творческого мышления, которое проявляется в любом виде деятельности человека, а также зависит от способов обучения.

Опыт эмоционально-волевых отношений.

Эмоционально-волевая воспитанность человека отражается в эмоционально-оценочном отношении его к миру, к собственной деятельности. Вокальное искусство наиболее действенно влияет на развитие эмоциональной сферы. Положительная направленность в процессе обучению пения является условием усвоения знаний и навыков.

Работа над певческими навыками есть тот стержень, вокруг которого разворачиваются все остальные элементы учебной работы.

К основным вокально-техническим навыкам относятся:

1.Певческое дыхание;

2.Звукообразование;

3.Артикуляция;

4.Слуховые навыки;

5.Навыки эмоциональной выразительности исполнения.

1.1 Основы певческого дыхания

1)Певческое дыхание во многом отличается от обычного дыхания. В повседневной жизни человек дышит непроизвольно, при пении же, дыхание полностью подчиняется воле поющего. Певческое дыхание обладает большей продолжительностью и объемом. Выдох, во время которого происходит фонация, значительно удлиняется, а вдох укорачивается, в то же время, требуя активной работы мышц, поднимающих ребра и расширяющих грудную клетку, приводя в рабочее состояние диафрагму.

По скорости и объему вдох соответствует темпу, характеру, протяженности музыкальной фразы, которую предстоит исполнить. Выдох при пении должен быть плавный, равномерный, без толчков, а звук при этом ровный и упругий. Задача педагога — научить детей удерживать дыхание, экономно расходовать его для обеспечения длительного и плавного звучания голоса. Дыхание нужно подавать ровно, следить за тем, чтобы звучание голоса поддерживалось хорошим, ровным дыханием без напряжения и толчков. При этом следует избегать «перебора» дыхания.

Дыхание — энергетический источник голоса, фундамент, основа в пении. Начиная с младшей ступени, нарабатывается нижнереберное – диафрагмальное (как наиболее удобное), то есть смешанное дыхание, при котором высоко поднимаются и расширяются при вдохе нижние ребра, а остальная часть грудной клетки почти неподвижна, активна диафрагма и мышцы брюшной полости. Длительность и сила дыхания развиваются при помощи упражнений на дыхание без звуков. Они помогают дыхательным мышцам осуществлять свою работу более точно, тем самым мы развиваем способность, управлять мускулатурой и необходимыми мышцами. Входящее дыхание производится быстро, бесшумно, только через нос, или через нос и рот одновременно. Характер вдоха, его длительность и объем диктуются музыкальной фразой и выразительными задачами.

При нахождении чувства опоры создается особое чувство легкости звукообразовании, ощущения опертости звука. Эта слаженность процесса пения зависит от координации всех компонентов пения: гортани, дыхания, резонирования и артикуляции. Особенно большое значение имеет ощущение напряжения спинных, поясничных, межреберных мышц и мышц брюшного пресса. Удержание при пении вдыхательной установки приводит к ощущению напряжения выдыхательной мускулатуры и ощущению столба воздуха, как бы опирающегося на диафрагму. Дыхательными упражнениями следует заниматься на каждом уроке по пять-десять минут. Постепенно управление дыхательной мускулатурой совершенствуется, она становится более эластичной, отвечающей на любые задания.

Становление навыков основывается на использовании дыхательных упражнений, которые разогревают мышцы голосового аппарата, и создают своеобразную психологическую настройку всего организма:

1) задействует эмоциональную сферу;

2) развивает воображение;

3) налаживают процесс звукообразования (координацию мышц голосовогоаппарата);

4) закрепляют условные рефлексы, вырабатываемые постояннымизанятиями;

5) собирают творческое внимание.

Существует множество упражнений для развития певческого дыхания. Например, для выработки правильного выдоха можно использовать следующие:

Упражнения на развития певческого дыхания:

-Дыхательная гимнастика  А.Н.Стрельниковой

Упражнение: «Погончики»

Стоите прямо, руки прижимаете к животу, сжав кулаки. Вдыхая, резко толкаете кулаки вниз, напрягая плечи. Возвращаете руки назад до уровня пояса, расслабляете плечи на выдохе. 8 вдохов – пауза 4 сек. (4 х 8).

Упражнение: «Насос»

Стойка прямо, ноги на расстоянии уже плеч, руки опущены вдоль тела. Исполняете маленький наклон вперед (спина округленная, голова опущена), тянете руки к полу, не доставая его. Вдох одновременно с наклоном. Затем выдыхаете, выпрямляясь не до конца. Темп наклонов – от 100 в минуту. (4 х 8). При последствиях травм головы или спины наклоняетесь не сильно.

Упражнение «Кошка»

Встаете прямо, ноги на расстоянии уже плеч. Чуть-чуть присядьте, поворачиваясь вправо и выполняя резкий вдох. Возвращаетесь в первоначальное положение. Повторяете движение влево. Колени слегка согнуты, руки выполняют хватающие движения. Спину держите прямо, поворачиваетесь в талии. (4х 8).

-Упражнение на тренировку брюшного пресса: активные движения передней стенки живота (“выпячивание” – при вдохе, “втягивание” – при выдохе). Необходимо следить за тем, чтобы при вдохе не поднимались плечи, не напрягались мышцы шеи.

— Упражнение шарик . «Надувая шарик» Положить  руки  ладонями на ребра (на бока, пальцами к центру груди) и глубоко (до пупка) вдыхаем через нос .При этом плечи не должны подниматься. Руки ощутят как расходятся ребра под напором входящего в грудь (в легкие) воздуха. Это означает, что взят приличный  объем воздуха. Начинаем выдыхать  тоненькой струйкой  на  «ссс». Руки должны ощутить как опали ребра. Для правильного вдоха рекомендуются сравнения: «Вдохни так, чтобы воздух дошел до пояса», «вдохни

1.2. Формирование звукообразования

Звукообразующий аппарат составляют гортань и голосовые связки.

-В звукоусиливающий аппарат входят: грудной резонатор (трахея, бронхи) и головной резонатор (глотка, полости рта, носа и головы).

-Звуковыводящий (артикуляционный) аппарат составляют: нижняя челюсть, рот, губы, щеки и язык.

Педагог должен проводить занятия активно и сосредоточенно, непременно анализируя каждый этап обучения, заострять внимание ученика даже на небольших удачах, закреплять навыки правильного пения и, конечно же, исправлять ошибки, добиваясь от ребенка осознанного выполнения требований.

Для правильной работы голосового аппарата очень важно соблюдение следующих правил певческой установки:

— постоянно контролировать и поддерживать твердую опору на обе ноги,

— ощущать внешнюю и внутреннюю подтянутость,

— поддерживать хороший тонус организма.

Формирование звукообразования.

(Фонация, от греч — звук) — извлечение певческого и речевого звука, результат действия голосового аппарата.

Обязательные качества атаки звука:

  1. Мышечная свобода;
  2. Точное интонирование в начале фонации;
  3. Связь с характером певческого звука и поэтического слова.

Различают также приемы снятия звука:

  1. Твердое снятие звука — звук как бы «срезан» в момент мгновенного переключения из одного плана в другой, из «форте» к «пиано»;
  2. Звук снят мягко при уменьшении звучности;
  3. Окончание может быть и придыхательным: «ох», «ах». Чрезвычайно важен эмоциональный настрой. Эмоции удивления активизируют мягкое небо и близкую вокальную позицию.

Певческий тон органично вплетается в исполнительский процесс и творческие задачи. Он может быть углубленным, полетным, легким, созерцательным и т. д. Понятие певческого тона складывается из качества звука, который рождается при зевке или в полузевке с низким положением гортани и при эластичной работе зоны мягкого неба и с открытым звуковым каналом. Выявить певческий тон можно, подражая стону с закрытым ртом больного или спящего человека. Направив, таким образом, звук в «маску», нужно открыть рот и продолжать стонать или мычать. При этом прежний стон превращается в звук, свободно выходящий наружу. Задача — найти темброво-тональный стержень рождающегося звука. Научиться мыслить правильно о качестве образовавшегося звука, который должен вобрать в себя всю его характеристику. К ней относится: сочность, звучность, «полетность», объем, плотность, сила, наличие тембровой устойчивости, мягкая атака, легкость, светлость. У певческого тона нет преград к диапазоновому ограничению, ему присущи сглаженные регистровые зоны.

Упражнения для самых начинающих должны быть просты ритмически, построены на узких интервалах и в пределах квинты, чтобы внимание не отвлекалось в начале от координации вокальных процессов, начинающий успевал следить за legato дыхания и качеством звука.

Непрерывность и ровность красивого звучания голоса — основа художественной ценности пения. Достигается эта ровность звука Совершенствованием стабильности и скоординированности процессов дыхания и атаки звука.

Кантилена — умение плавно переходить от одной ноты к другой, без толчков, без перерывов в дыхании. Для начальной работы над legato и кантиленой надо брать простые упражнения и произведения, напевные в спокойном темпе.

Результат хорошей вокальной «школы» — это когда мышечный автоматизм в пении проходит через слуховой «контроль» поющего. Надо с самых первых упражнений учиться слушать свой голос, уметь его воспринимать.

Вокальные упражнения. Подготовка ощущений певческого аппарата к процессу фонации:

Пение закрытым ртом, при этом опускается нижняя челюсть, смыкаются губы и делаем их «поющими», далее поем на предлагаемые слоги. Данное упражнение используется в движении на полтона вверх, затем вниз или находясь на одном и том же звуке.

.Проследить:

1) Зубы разомкнуты, нижняя челюсть глубокая;

2) Губы в состоянии щекотливости;

3) Распевание начинать на примарных звуках, ориентируясь на диапазон ученика.

Педагогическая цель:

1) Подготовить связки к «работе» на натуральном, естественном певческом тоне;

2) Закрепить процесс фонации на примарном тоне;

3) Выстроить интонационный слух;

4) Закрепить положение «зевка» в звукообразовании («зевок» — движение мышц гортани под корнем языка).

5) Подключить резонаторы и закрепить всю систему певческого дыхания.

Упражнение помогает ощутить головное резонирование.

Проследить:

1) Использование твердой атаки;

2) Сохранение высокой певческой позиции

Педагогическая цель:

1) Упражнение помогает переносить высокое звучание на всепоследующие звуки;

2) Способствует выравнивать голос;

3) Воспитывать навыки смешивания регистров: головного и грудного.

Система упражнений на staccato.

Проследить:

1) за процессом певческого дыхания и движением диафрагмы на касание каждого звука; можно подключить и проконтролировать все типы певческого

дыхания;

2) упражнение исполняется на одном дыхании или на придыхательном качании, двигаясь по полтона вверх от «до» первой октавы до «до» второй октавы или «си» первой, а далее вниз до «до» первой октавы. Начинать спримарного тона;

3) действуют «средняя» и «верхняя» точки зевка.

Педагогическая цель:

1) выстроить певческий тон;

2) определить для певческого тона место фокуса: «нижнее» (в маске), среднее» (под зевком), «верхнее» (под куполом неба на внутренней улыбке); 3) отшлифовать певческий тон в звуковом канале, открывая головной резонатор.

Система упражнений на legato для выравнивания регистров.

Проследить:

1) за сохранностью ровной вокальной линии. Один звук как бы«переливается» в другой или «вытекает» из другого. Инструментальная вокализация с ощущением «длинного смычка»;

2) за сохранностью звука одной силы близкого формирования;

3) за настройкой первого тона и сохранения его на протяжении всего упражнения;

4) за закреплением наработанных ощущений.

Упражнение петь от «до» первой октавы вверх до «до» второй октавы в зависимости от подготовленности голосов и далее вниз.

Педагогическая цель.

1) развитие кантилены (плавного звуковедения);

2) разделение дыхания на певческую фразу;

3) свобода и полнота звучания.

Система октавных упражнений.

Использовать:

1) мажорные и минорные гаммы;

2) широкие арпеджио больше октавы;

3) петь разными штрихами (legato, staccato, marcato);

4) начинать упражнения исполнять, с «ля» малой октавы, заканчивать«ми» второй октавы;

5) все упражнения исполнять, используя тональности в хроматическом порядке. Проследить:

1) за неразрывностью вокальной линии (точно распределять певческое дыхание);

2) за сохранностью звучности верхнего тона при движении вниз.

Педагогическая цель:

1) развитие диапазона голоса;

2) сглаживание регистров, выравнивание голоса на всем диапазоне;

3) распределение дыхания;

4)использование гамм.

б. Упражнения на технику голоса: подвижность легкость и гибкость.

Выполнять:

1) петь с продвижением в тональности по полтона, соответственно

диапазона;

2) петь как legato, так и на staccato;

3) начинать петь в медленном темпе и ускорять по мере отработанного

исполнения;

4) петь с названием нот и на гласный звук.

Педагогическая цель:

1) сглаживание звуков в вокальной линии;

2) яркое звучание всех нот;

3) сглаженные переходы в разные регистры.

В старших классах целесообразно использовать упражнения с превышением октавы и со скачками в октаву.

На развитие гармонического слуха.

Выполнять:

1) воспитывать тяготение к данной природе звучания, чтобы

исполнительство вызывало эстетическое наслаждение;

2) к двухголосию подводить постепенно, чтобы внутренне не отпугнуть, а напротив, достигнутую задачу закрепить эмоционально;

Педагогическая цель:

1) научить вслушиваться в свой голос на фоне других голосов;

2) учиться сливать свой голос в общий унисон гармонического звучания.Удерживать свою партию;

3) воспитывать чувство ансамбля;

4) подчинять свой голос общей гармонической фактуре аккомпанемента. Целостный процесс, обусловленный в каждый данный момент способом взаимодействия дыхательных и артикуляционных органов с работой гортани. Навыки артикуляция и певческое дыхание непосредственно частвуют в звукообразовании и обеспечивают качество дикции, способы звуковедения, ровность тембра, динамику, продолжительность фонационного выдоха и пр. Как основа правильного звукообразования используется «мягкая атака». В вокальной, педагогической практике используется «мягкая» и «твердая» атаки. Придыхательной атакой пользуются в исключительных случаях. Применение этого или иного вида атаки определяется индивидуальными особенностями учащегося. Если вялая подача звука и даже придыхательная атака, то целесообразно на некоторое время для активизации голосовых связок пользоваться более твердой атакой. И наоборот, если наблюдается жесткая подача звука (не смыкание голосовых связок) и «горление» (горловой призвук звучания), то полезно сначала применять наиболее мягкую атаку, граничащую с придыхательной (применять очень осторожно, чтобы не вызвать «подъездов» к звукам). Когда активизируются мышцы глотки, зева, мягкого неба, разжимаются челюсти, освобождается язык, опускается гортань, в вокальной литературе это называется «певческим зевком», «вокальным зевком», «полузевком». Зевок подготавливается во время вдоха и оказывает большое влияние на певческое звукообразование.

1.3 Развитие артикуляции и дикции.

Навык артикуляции включает в себя:

1) отчетливое, фонетически определенное произношение слов;

2) умение находить близкую или высокую вокальную позицию за счет специальной организации переднего уклада артикуляционных органов;

3) умение максимально растягивать гласные и коротко произносить

согласные звуки в пределах возможности ритма исполняемой мелодии.

4) умение соблюдать единую манеру артикуляции для всех гласных;

5) беззвуковые упражнения подготавливают артикуляционный аппарат к более четкой работе, делают его более подвижным, сильным, улучшают тонус мышц и благоприятствуют свободе мимической мускулатуры лица, рта, а также нижней челюсти, шеи.

Артикуляционная гимнастика с использованием упражнений Емельянова.

Упражнение 1.Открыть рот вертикально, подержать в таком положении немного, закрыть рот, проделать это четыре раза. Упражнение укрепляет, суставы, жевательные мышцы.

Упражнение 2. Открыть рот, затем рукой, сжатой в кулак, надавить на нижнюю челюсть снизу, стараясь как бы закрыть рот, и в то же время сопротивляясь, держать его открытым. Делать это движение с сопротивлением, считая от пяти до десяти. Потом рот закрыть и повторить еще четыре-шесть раз.

Упражнение 3.Поворачивать челюсть вправо, влево закрытым ртом, затем повторить то же самое с открытым ртом.

Упражнение 4. Проделать несколько раз нижней челюстью и лицевыми мышцами жевательные движения. Жевать, широко открывая рот. Так же жевать с закрытым ртом. Эти упражнения тренируют нижнюю челюсть и делают ее более свободной и подвижной. Полезно упражняться на слогах да-да-да, ля-ля- ля.

Упражнение 5.Надувать поочередно левую и правую щеку, затем вместе втянуть. Упражнение укрепляет и тонизирует щечные мышцы.

Упражнение 6.Для укрепления круговой мышцы рта следует делать следующие движения: вытянуть сомкнутые губы в «трубочку»; круговые движения губами в обе стороны. Проделывать эти движения по несколько раз.

Упражнение 7.Покусывание зубами языка. Начиная с кончика и до его отказа. Повторить четыре раза.

Упражнение 8.Покусывание языка попеременно правыми и левыми боковыми зубами, как бы жуя его.

Упражнение 9.Сделать языком круговое движение между губами и зубами, с закрытым ртом, как бы очищая зубы. То же в противоположном направлении.

Упражнение 10.Упереться языком в верхнюю губу, нижнюю губу, в правую щеку, в левую щеку. Пытаясь как бы проткнуть их насквозь.

Упражнение 11. Пощелкайте языком, изменяя форму рта (цокот копыт).

Упражнение 12.Покусывание нижней и верхней губы.

Упражнение 13.Вывернуть наружу нижнюю губу, обнажив десна и придав лицу обиженное выражение.

Упражнение 14.Приподнять верхнюю губу, обнажив, десна и придав лицу подобие улыбки.

Упражнение 15.Пройти по всему лицу от корней волос на лбу, до шеи, пальцами, круговым разминающем массажем. Обратить внимание на то, чтобы пальцы не терли кожу лица, а сдвигали всю мягкую ткань относительно лицевых костей.

Упражнение 16.Пройти по всему лицу поколачивающим массажем кончиками пальцев. Упражнения, связанные с работой губ и открыванием рта, необходимо контролировать в зеркале. В дальнейшей работе также желателен постоянный визуальный контроль. Начинать дикционные упражнения надо на середине диапазона, на наиболее легко и правильно звучащих тонах диапазона, с наиболее верно звучащего гласного звука.

Общие принципы работы над дикцией в слогах:

Для начала согласную надо выбирать индивидуально по тому же принципу благоприятного влияния на гласный звук. Постепенно надо проработать все гласные и все согласные в самых различных сочетаниях. Все упражнения начинать медленно. Когда получится хорошо в медленном темпе, следует ускорить темп, но не в ущерб дикции. Каждое сочетание слогов произносить несколько раз с перерывами, не доходя до утомления. При быстром темпе надо их говорить и петь на одном дыхании.

Фонетические упражнения.

1.Да-да-ди-до-ду;

2.Лё – ли – ля –ли – лё;

3.Бру-бро-бра-бре-бри.

4.Гру-гро-гра-гре-гри и т. п.

 

Для выработки дикционной четкости весьма полезны различные скороговорки, а также быстрое проговаривание по нескольку раз отдельных слов, имеющих полезное звукосочетания:

-У вдовы в дому дым.

-У доярки платье ярко.

-На дворе — трава, на траве — дрова.

-Два щенка щека к щеке щетку щиплют в уголке.

-Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.

-От топота копыт пыль по полю летит.

-Бык тупогуб тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

-Веники помелики по печи волялися, с печи оборвалися.

-Шит колпак не по-колпаковски, надо его переколпаковать.

-Ты сверчок сверчи, сверчи, сверчать сверчаток научи.

-Сшил паук себе гамак в уголке, на потолке, чтобы мухи простопокачались в гамаке.

-Жук жужжит (т.п.).

Интенсивность и согласованность работы артикуляционных органов определяет качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикцию. Активная правильная и согласованная работа артикуляционных органов создает отчетливую, хорошую дикцию.

Вокальная речь имеет свои особенности. Главными вокальными звуками являются гласные, а согласные нужно пропевать как можно короче, четче и яснее. Следует сознательно активизировать работу артикуляционных органов, добиваясь при этом четкой дикции, как гласных, так и согласных звуков. На начальном этапе работы с музыкальным материалом нужно произносить текст без музыки, в медленном темпе, затем ускоряясь. Если и это не получается, то можно пропевать мелодию на слоги ля, ле, ли, бра, брэ, бри, дра. дре, дри и т. п. Поэтому упражнения полезно проговаривать и пропевать поочередно. В дикционную тренировку можно внести разнообразие, если работать над словом, фразой, пословицей, скороговоркой, изменяя высоту звука, динамику, увеличивая диапазон. Ведь не так трудно произнести самые сложные скороговорки, как пропеть их, тем более на высоком участке диапазона. Такие упражнения помогут приобрести нужный навык для четкой дикции в пении. Следует отметить, что дикционная четкость в высшей степени благотворно влияет на звукообразование. Активность артикуляции согласных снимает лишнее напряжение с гортани, с голосовых связок, способствует правильной атаке звука и звучанию гласных.

1.4 Вокально-интонационные навыки.

Развитие вокального слуха у детей начинается от самого рождения в связи с интонационным и фонетическим освоением речи. Даже дети с 4-летнего возраста, довольно четко различают на слух, что такое легкий или более густ по тембру звук голоса; есть ли в голосе вибрато и какое оно по качеству; близкая или далекая вокальная позиция; звонкий или не звонкий голос; напряженный или свободный он; округлый или плоский получился звук; ровно ли по тембру звучат гласные; постепенно ли по всему диапазону менялся тембр или скачком. Нужно только дать толкованиям этим слуховым ощущениям. Сделать их вокально-слуховое восприятие осознанным.

Систематический анализ звучания певческого голоса приводит к развитию: у детей очень тонких вокально-слуховых навыков, что является кратчайшим путем к собственному воспроизведению правильного певческого звука.

В процессе обучения пению вокальный слух, взаимодействуя с голосом, развивается параллельно с ним, немного опережая уровень практических умений ученика. Тесная взаимосвязь слуха и голоса в процессе обучения пению обусловлена общностью законов познания, основанных на ряде умственных операций: вокально-слуховое восприятие, представление и воспроизведение голосом.

Вокально-слуховое восприятие нужно специально формировать. Задача заключается в том, чтобы научить детей не только слушать, но и слышать человеческий голос, замечать различные оттенки его тембра, силу и интонацию, особенности дикции, вокальную позицию, по звуку определять его режим заботы: регистровый механизм, степень напряженности работы голосообразующей системы, характер дыхания, артикуляции и резонирования, эмоциональную выразительность.

Под вокально-слуховыми представлениями понимаются представления о качествах певческого звука по интонации, динамике, тембру и ритмическим отношениям как основным носителям музыкального смысла, а также представления о способе звукообразования заданного эталона, т. е. то, что относится понятию о вокальном слухе.

Эти представления развиваются в процессе обучения во взаимосвязи 1-ми психическими свойствами, как эмоциональная восприимчивость и на музыку, музыкальная память, внимание, воображение и др. Формированию представлений способствует узнавание, сравнение, анализ синтез, обобщение. Эта работа должна осуществляться с первых шагов обучения. Большое место занимает овладение умением произвольно представлять себе «в уме» определенные качественные соотношения звука до того, как он будет воспроизведен голосом.

Качества восприятия вокальных явлений и их вокально-слуховые представления обеспечивают условия для полноценного воспроизведения, а в конечном итоге для формирования певческих навыков. Воспроизведение характеризуется звучанием певческого голоса и обеспечивается, прежде всего, качествами восприятия звука и его вокально- слухового представления, а также сфомированностью певческих навыков, способностью осознанного управления голосообразующей системы. Таким образом, одним из решающих условий вокального развития детей в процессе обучения пению является планомерное и последовательное формирование вокально-слуховых представлений, лежащих в основе вокального слуха ребенка.

Основная задача учителя здесь — это развитие вокального слуха у детей. Исследованию вокального слуха посвящена работа В. П. Морозова «Вокальный слух и голос» (М.-Л.,1965). Определяя основные понятия, он пишет: «Вокальный слух — это, прежде всего не только слух, а сложное музыкально-вокальное чувство, основанное на взаимодействии слуховых, мышечных, зрительных, осязательных, вибрационных, а может быть, и еще некоторых других видов чувствительности…

Сущность вокального слуха — в умении осознать принцип звукообразования. Под вокально-слуховыми представлениями понимаются представления о качествах певческого звука по интонации, динамике, тембру и чритмическим и соотношениям как основным носителям музыкального смысла, а также представления о способе звукообразования заданного эталона, т. е. то, что, относится к понятию о вокальном слухе. Слух накрепко связывается с мышечными, вибрационными, зрительными и другими чувствами не только в процессе формирования нашего собственного голоса, но связь эта нисколько не нарушается и при восприятии чужого голоса».

1.5 Работа над эмоционально-выразительной стороной исполнения.

Не требует доказательств тот факт, что у творчески одаренного руководителя ансамбля, владеющего методикой работы с детьми, любящего свою профессию, детей, имеющего красивый голос, яркие артистические данные, — ученики раскрываются быстрее, активно проявляют себя в исполнительской работе.

Навык выразительности в пении выступает как исполнительский навык, отражающий музыкально-эстетическое содержание и воспитательный смысл певческой деятельности. Выразительность вокального исполнения является признаком вокальной культуры. В ней проявляется субъективное отношение ребенка к окружающему через исполнение и передачу определенного художественного образа. Выразительность вокального исполнения является признаком вокальной культуры и достигается с помощью:

  1. Мимики, выражение глаз, жестов и движений;
  2. Богатство тембровых красок голоса;
  3. Динамических оттенков, отточенности фразировки;
  4. Чистоты интонации;
  5. Разборчивости и осмысленности дикции;
  6. Темпа, пауз и цезур, имеющих синтаксическое значение.

Выразительность исполнения формируется на основе осмысленности содержания и его эмоционального переживания детьми.

Она определяется общим и музыкальным развитием и, конечно, в первую очередь есть результат развития слуха во всех его проявлениях. Выразительность пения имеет две стороны этого понятия:

  1. Непроизвольная, спонтанно проявляющаяся выразительность;
  2. Произвольная, характеризующая способность передачи заранее обдуманного содержания исполняемого произведения.

Непринужденное исполнение всегда выразительно. Однако оно возможно только на начальном этапе разучивания произведения и связано с элементом новизны восприятия. Как только оно наскучило детям, ощущение новизны утрачивается, и непринужденность исполнения теряется. Чтобы сохранить выразительность, необходимо добиваться осознания и закрепления способов выразительности исполнения. Формировать произвольную выразительность более сложно, чем закреплять и сохранять непринужденность исполнения.

Сохраняя непосредственность исполнения, следует постепенно и осторожно развивать у детей навык произвольной выразительности в результате осознанной направленности их волевых усилий. Навыки эмоциональной выразительности собственного исполнения у детей формируется более успешно, если параллельно воспитывать у них навыки слухового восприятия выразительности у других исполнителей и умение оценивать ее качество. Навык выразительности в пении выступает как исполнительский навык, отражающий музыкально-эстетическое содержание и воспитательный смысл певческой деятельности. Вокальное обучение начинается с формирования у учащегося представления о том звуке, который ему предстоит воспроизвести. При объяснении качеств звука, его тембра, широко применяется образные определения, связанные не только со слуховыми, но и со зрительными, осязательными, резонаторными и даже с вкусовыми ощущениями (глухой, звонкий, яркий, светлый, темный тембр, мягкое, жесткое, зажатое, вялое, близкое, далекое, высокое и низкое звучание; вкусный, доставляющий удовольствие звук и т. п.). Применение образных определений певческого звука, заимствованных из области не слуховых ощущений и представлений, из знакомых эмоций, позволяет вовлечь в вокальный процесс уже имеющийся у ученика обширный опыт в этих областях чувственного познания. При помощи более развитых зрительных и осязательных ощущений и представлений усиливается формирование и развитие представлений о певческом звуке. Опора на это должна быть максимально усилена при обучении детей, которым, особенно дошкольном и в младшем школьном возрасте, свойственна образность мышления и большая эмоциональная отзывчивость.

Глава 2. Гигиена и режим голоса.

Для успешных занятий пением и достижения положительных результатовт необходимо создать наиболее благоприятные условия. Прежде всего нужно наладить нормальную певческую функцию, т.е. установить естественную взаимосвязь между отдельными органами, которая позволит всему голосовому аппарату работать с наименьшим напряжением. Это достигается при воспитании профессиональных вокальных навыков.

Чтобы создать нужный режим занятий, необходимо учитывать физиологические особенности (возрастные, индивидуальные).

Все изменения, происходящие в организме певца, так или иначе, влияют на его голос. Это и физическое здоровье, эмоциональное состояние, которое влияет на активность и общий тонус организма. На звучание голоса оказывают влияние и режим сна (не менее 7 часов в сутки для взрослых, а для детей 8-10 часов), и режим питания (пищу следует принимать за 2-3 часа до пения в умеренном количестве). Не следует употреблять в пищу пряности (корицу, гвоздику), острые приправы. Вредны орехи и семена подсолнечника. Их размельченные частицы застревают в складках слизистой оболочки глотки. Следует избегать употребления холодной пищи, напитков в дни уроков пения. Довольно часто приходиться встречаться с не смыканием голосовых связок (сильный сиплый звук — один из симптомов). Это обусловлено:

Ларингитом (длительность заболевания от 2-х до 3-х недель);

Узелковым заболеванием голосовых связок (причина — пение в больном состоянии и неправильные навыки голосообразования);

Кровоизлиянием в голосовую складку (причина — форсирование звука, крик, неумелое взятие верхней ноты, пение в менструальные дни);

Пение в менструальные дни категорически запрещается, так как может произойти кровоизлияние в голосовую связку, отек гортани.

Наилучшим лекарством при всех острых заболеваниях голосового аппарата является полный покой, строгий режим молчания.

Пение в больном состоянии — предрасполагающий фактор возникновение заболеваний:

  1. Насморк — воспаление слизистой оболочки носа.
  2. Острый ларингит — поражается слизистая оболочка гортани и голосовые связки. Простудные ларингиты быстро проходят, но не смыкание складок послених может затянуться.
  3. Хронические тонзиллиты (хронический кашель) — постоянноевоспаление гортани.
  4. Трахеиты — при трахеитах ослабевает сократительная способность мышц трахеи и от этого страдает качество голоса, снижается сила и ухудшается еготембр.

Кашель — связан с сильными выдыхательными толчками в голосовые связки, с их травмированием. При кашле необходимо не только отхаркивающие, но и обязательно успокаивающие средства. Важно принимать все возможные меры для того, чтобы голос учащегося не переутомлялся.

Все правила гигиены должны тщательно выполняться в отношении детских голосов.

Хрупкий голосовой аппарат ребенка, находится в постоянном развитии, требует особого внимания и бережного обращения. Следует учитывать, что только один правильный певческий режим не может обеспечить условия для нормального развития детского голоса. Детям свойственна повышенная эмоциональная возбудимость. Она проявляется в громкой речи и в крике. Необходимо разъяснять детям опасность перенапряжения голоса, как в речи, так и в пении. От того, как будет развиваться голос ребенка и, особенно от режима во время мутации, зависит качество взрослого голоса. Очень бережно надо относиться к тембровым краскам детского голоса. После перелома голос обретает новые свойства. Поэтому нередко юноши и девушки, не отличавшиеся хорошими голосами в детстве, оказываются обладателями вполне профессиональных певческих голосов.

Охрана детского голоса в основном сводится:

— к разъяснительной работе по соблюдению гигиенических правил, относящихся к голосу в повседневной жизни

— к воспитанию правильных певческих навыков

— к необходимому режиму во время занятий в целом

— к выявлению и особому наблюдению за развитием детей с выдающимися данными.

Самым простым путем освоения двигательных, а самое главное речевых навыков является – подражание. Именно показ звучания является сильнейшим эмоциональным воздействием. Полноценный вокально-красивый, выразительный показ содержит в себе эмоциональный подтекст, который с легкостью воспринимается детьми. В результате у ребенка возникает ответная реакция – желание воспроизвести слышанное. Но нужно учитывать, что ребенок воспринимает и может опировать не только те качества звука, которые хочет продемонстрировать педагог, но и звук в целом: индивидуальный характер тембра и все его особенности.

Следуя из этого голос педагога должен отвечать определенным требованиям:

  1. Не содержать недостатков (горловой, носовой призвук, формировку);
  2. При работе с детьми максимально приближаться к характеру звучания их голосов.

Заключение.

Развитие и формирование вокальных навыков у ребенка является основным в содержании работы педагога с учеником.

В процессе обучения пению происходит постепенно накопление опыта, рефлекторных навыков голосового аппарата, эмоционально-волевых отношений, учащихся к миру, друг к другу, к учителю, слушателям к самому предмету. Его положительная направленность является условием усвоения знаний и навыков. Практика в работе с голосом определяется в основном подбором певческих упражнений с различными задачами формирования того или иного навыка. Правильно подобранные упражнения в индивидуальном порядке положительно сказываются на развитии и формировании голоса как музыкального инструмента.

Обучение пению ребенка является мощным средством воспитания и комплексного развития. Пение сопровождается у ребенка ощущениями психологического комфорта, что дает толчок к формированию положительного отношения к процессу занятия вокалом. Начало занятий пением на подготовительной и младшей ступенях помогают развитию образного мышления детей, слухового восприятия у детей, для наиболее лучшего концентрирования внимания.

Несомненно, главным является эстетический принцип – синтез технической и художественной стороны вокального учебного процесса. Кропотливая работа над дыханием, звукоизвлечением, свободой голосового аппарата, над точным воспроизведением всей конструкции музыкальной фразы с выявлением музыкальной сути и значимости — неотъемлемая часть педагогической направленности.

Список методической литературы:

  1. Стулова Г.Т. развитие детского голоса в процессе обучения пению [текст]/ Г.Т. Стулова.- М.: Прометей, 1992г.
  2. Емельянов В.В. Фонопедический метод, формирование певческого голоса [текст]/ Емельянов В.В. — Новосибирск: Наука, 1991г.

З. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение. Секреты вокального мастерства [текст]/

Гонтаренко Н.Б. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2007г.

  1. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики [текст]/ Л. Б. Дмитриев. — М.: Музыка, 2000г.
  2. Апраксина О.А. Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе [текст]/ О.А. Апраксина. — М.: Просвещение, 1987г.
  3. Пекерская Е.М. Вокальный букварь [текст]/ Е. М. Пекерская.- Москва, 1996г.
  4. Морозова В.П. Вокальный слух и голос [текст]/ В.П. Морозова. — М.-Л., 1965г.
  5. Методика музыкального воспитания в детском саду. Под редакцией

Н.А. Ветлугиной [текст]/ Н.А. Ветлугина. — М.: Просвещение, 1989 г.

  1. Н.А. Метлов. Музыка – детям [текст]/ Н.А. Метлов. — М.: Просвещение, 1985г.
  2. К. Виноградов. Работа над дикцией в хоре [текст]/ К. Виноградов. — М.: Музыка, 1969 г.
  3. В. Попов, Л. Тихеева. Школа хорового пения. Выпуск 1 [текст]/ В.

Скачать

170034, Россия, Тверская область
г.Тверь, ул.Ерофеева, дом 11

Телефон: +7 (4822) 58-25-01
E-mail: info@3musictver.org
Все материалы сайта доступны по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0 International. Прочие авторские права охраняются законодательством Российской Федерации.

При использовании материалов сайта активная гиперссылка на него обязательна. Никакого предварительного согласия на перепечатку не требуется.