Постановка правой и левой руки на скрипке.
На сегодняшний день существует очень много различных методических трудов на данную тему. Главная их цель – научить правильно и удобно держать инструмент и смычок, и сделать это как можно быстрее!
Как правило, задача преподавателя состоит в том, как научить правильно во-первых держать скрипку, а во-вторых, чуточку позже, – смычок. Такая последовательность не случайная. Считается, что научить правильно держать скрипку проще, чем смычок, хотя существуют свои нюансы. Однозначно так утверждать не следует. Скорее всего, это связано с трудностью координации движения обеих рук, ребёнку тяжело следить сразу за правой и левой рукой, поэтому процесс должен быть последовательным. Типичные проблемы, с которыми сталкивается ученик и преподаватель, – это хватательный рефлекс в левой руке и слабый мизинец в правой. Ещё существует ряд моментов в левой руке, которые тоже часто встречаются, такие как: горизонтальное положение кисти левой руки, вместо вертикального; держание скрипки на груди, вместо того, чтобы держать её на плече с помощью головы; слабый поворот ладони в сторону шейки скрипки и т. д. Конечно, не нужно забывать, что левая рука, удерживая скрипку, находится в неестественном физиологическом положении, её нужно немного «выворачивать», но к этому можно привыкнуть, так как мышцы ребёнка эластичные. С другой стороны неправильная постановка левой руки неизменно ведёт к дискомфортной игре, к зажатию мышц, особенно при игре мизинцем.
С правой рукой тоже существуют сложности, которые связаны с физиологическими особенностями мизинца, его природной слабостью, с пронацией и супинацией. Кроме того, существуют традиции и школы, которые связаны именно со способом держания смычка: русская, советская, франко-бельгийская. На сегодняшний день, можно сказать, выработался интернациональный вариант, основанный на этих школах.
Одна из главных задач преподавателя – это не только научить правильно держать инструмент и смычок, но и помочь сохранить правильную постановку в процессе обучения, которую можно легко испортить! Для этого существует ряд упражнений и рекомендаций, выработанные видными преподавателями и скрипачами, такими как К. Флеш, М. Либерман, Ф. Кюхлер, Л. Ауэр, С. Янкелевич и др. Например, известные «качели» для мизинца правой руки – очень эффективно сказывается на укреплении его мышц. А равномерное движение большого пальца левой руки, при игре, например, упражнения Шрадика, помогает расслабить мышцы левой руки. Ещё одно упражнение для левой руки, предложенное К. Флешем, – постановка пальцев на струны в обратном порядке, где 1-й палец ставится на ми струну, 2-й на ля, 3-й на ре, а 4-й на соль. Это упражнение помогает держать кисть и пальцы в готовом состоянии для игры, повернутыми в сторону шейки грифа.
Вопрос держания смычка требует дополнительного внимания особенно при движении. Отличное упражнения для ведения смычка без скрипки предложил в своей работе «Я буду скрипачом» С. Шальман. Он предлагает вести смычок в изгибе локтевого сустава. Есть и современные приспособления для ровного ведения смычка, так называемые ограничители, которые устанавливаются на скрипку. Конечно, для ровного ведения смычка нужно внимательно относиться к такому явлению, как пронация и супинация. Для этого нужно следить за тем, чтобы сустав в запястье был расслаблен, что даёт кисти возможность быть ведомой предплечьем и плечом. Положение локтя правой руки тоже играет важную роль. В зависимости от плоскости струн локоть меняет положение. Так, на 4-й струне локоть имеет самое высокое положение.
Естественно, одними рекомендациями и демонстрациями по постановке рук и ведению смычка не обойтись, ученик должен вырабатывать навыки, а это ежедневный труд юного скрипача. Преподавателю часто приходится уделять внимание постановки рук на протяжении всего процесса обучения, до самого окончания школы.
Список литературы:
Ю. Янкелевич. Педагогическое наследие
О. Пархоменко. В. Зельдис. Школа игры на скрипке
М. Либерман. М. Берлянчик. Культура звука скрипача.
К. Флеш. Школа игры на скрипке