Летом 1883 года, находясь в Марьино (Небольшое село Марьино примыкало к старинному русскому селу Молдино Вышневолоцкого уезда Тверской губернии. В.В. Андреев любил живописную природу Марьино и часто приезжал сюда на отдых. (Ныне это Удомельский район Тверской области), Андреев услышал игру крестьянина Антипа на старинной балалайке. Инструмент у Антипа был крайне примитивный (Фольклорная балалайка представляла из себя: в XVIII веке двух- или трех — струнный инструмент с полусферическим или треугольным корпусом; в середине XIX века — трехструнный инструмент с треугольным корпусом и длинным (до 1,5 м) грифом и несколькими (4-5) жильными ладовыми перевязями, дававшими только диатонический звукоряд, что ограничивало исполнительские возможности инструмента. Звучание такой балалайки было не очень громким, строй ее не давал интонационной чистоты (из-за несовершенства пропорций конструкций) , но звучал он удивительно колоритно, четко, бойко, вызывая желание пуститься в пляс.
Был тихий июньский вечер. Я сидел на террасе своего деревенского дома и наслаждался тишиной деревенского вечера. Эта тишина в деревне наступает как-то сразу. Сейчас только еще раздавались человеческие голоса, в полях скрип колес, мычание коров и прочее, но с окончанием полевых работ все как-то сразу погружается в тишину сладкого отдыха, оберегаемого самой природой. Кажется, что деревья боятся пошевелить листьями, чтобы не нарушить необходимый покой много потрудившихся людей. Бывает так тихо, что за много верст слышен какой-нибудь звук, который днем не услышишь и в 20 шагах. Я люблю эту тишину…
В такой именно вечер из одного из флигелей для рабочих я вдруг услыхал неведомые для меня звуки. Я различал ясно, что играли на струнном инструменте. Игрок наигрывал плясовую песню, вначале довольно медленным темпом, а потом все быстрее и быстрее. Звуки разгорались все ярче, мелодия лилась полная ритма, неукротимо подталкивая к пляске. По двору шла работница с ведрами воды на плечах. Я заметил, как тяжелые ведра заколыхались, и из них полилась вода, а ноги крестьянки стали быстрее выделывать фигуры в такте с музыкой. Я почувствовал, что и собственные мои ноги стремятся проделать то же самое, и что одна нога давно уже пристукивает в такт песни, исполняемой на неведомом инструменте невидимым игроком.
Недолго продолжались эти чудеса. Я сорвался с места и побежал к флигелю, откуда неслись звуки. Передо мной на ступенях сидел мой работник, крестьянин и играл на … балалайке. Я видел уже раньше этот инструмент в маленьких лавках на окнах, но никогда еще не слыхал игру на нем. Я был поражен ритмичностью и оригинальностью приема игры на балалайке и никак не мог постичь, как такой убогий с виду, несовершенный инструмент, только с тремя струнами, может давать столько звуков!
Присмотревшись внимательно, как играл Антип (имя работника), и прося его тут же показать некоторые приемы игры, я отобрал у него балалайку. А через неделю я уже играл на ней не хуже самого учителя.
Хочу подчеркнуть любопытную деталь: поразило Андреева в этом инструменте не только самобытность тембра, но и своеобразие основного приема игры — бряцание. Оно характеризовалось необычайной ритмической четкостью, стремительной динамикой исполнения, Все это ошеломляюще подействовало на юношу, «неудержимо подталкивая к пляске».
В этом обнаруживается свойственное дарованию музыканта острейшее чувство ритма. Наглядно проявляется и любовь к темпераментному танцу, задорной, неудержимой русской пляске, столь явно выказавшаяся в собственных произведениях и обработках Андреева.
Зима 1884 года прошла в суете и работе, как и прежняя: светские развлечения, выступления в любительских спектаклях, и смешанных концертах в основном с комическим подражанием и импровизацией на рояле. Изредка он отваживался показываться с балалайкой перед публикой. В архиве Андреева сохранилась программа любительского концерта, состоявшегося 26 июля 1884 года в Самаре на даче Е.Н. Аннаева — так называлась известная кумысолечебница. Василий сыграл Акакия Акакиевича в небольшом водевиле «Жена напрокат», а после спектакля выступил как солист на балалайке.
Осенью в Бежецке, куда Василий приехал навестить знакомых, произошла знаменательная встреча, которую он сам потом оценивал как исключительно важную для всей последующей жизни. Здесь, в доме аптекаря П.А. Байера он впервые услышал игру любителя балалайки Бежецкого помещика Александра Степановича Паскина, как говорили виртуоза на всю Тверскую губернию. Сыграв несколько русских народных песен с вариациями, он показал Василию различные приемы, рассказал, как можно улучшить конструкцию инструмента: кузов должен быть более крупным — будет громче звук, струны надо натянуть гитарные — звук станет полнее, совершенно исчезнет лязганье. Указал он и на возможность получения полутонов, на установку постоянных ладов. Паскин посоветовал заказать местному столяру Антонову балалайку из выдержанного дерева. Андреев так и сделал и вскоре стал обладателем балалайки с хорошим звуком.
На балалайке Антонова играть было удобнее благодаря укороченному грифу, звучала она громче, ее тембр нравился слушателям… Андреев загорелся желанием как можно скорее произвести возможные усовершенствования и сделать балалайку из лучших материалов. andreev_2По приезде в Петербург Андреев углубился в изучение акустических законов, на основе которых конструируются музыкальные инструменты и по чертежу Андреева известный петербургский скрипичный мастер В.В. Иванов изготавливает для него пятиладовую балалайку. Когда в 1880-х годах я обратился впервые к инструментальному мастеру, очень талантливому, известному особенно выделкой смычков и починкой старинных инструментов, с просьбой сделать по моим указаниям из лучших сортов дерева балалайку, то вначале он принял мое предложение за шутку. Когда же я уверил его, что говорю совершенно серьезно, он так обиделся, что перестал со мной разговаривать, вышел в другую комнату, оставив меня одного. Я был очень смущен, но тем не менее решил настаивать на своем. В конце концов мне удалось убедить его, но не словами, а делом. Я принес ему простую деревянную балалайку, и сыграл ему на ней несколько песен. Моя игра настолько его удивила, что он согласился сделать мне балалайку, но с тем, чтобы я дал ему честное слово никому никогда о том не рассказывать, так как такая работа для негоунизительна и может серьезно повредить его репутации.
Мастер все делал самым добросовестным образом. Каждый день Андреев часами сидел рядом, во все старался вникнуть. Наконец, уже к весне 1885 года (Личный секретарь В.В. Андреева Г.Д. Пахоруков приводит другую дату изготовления В.В. Ивановым усовершенствованной балалайки, а именно, 1886 год. Именно эта дата считается достоверной) первая концертная балалайка с новыми пропорциями была готова. Корпус — из гулкого горного клена, гриф — из черного дерева. На нем врезаны пять постоянных металлических ладов, впоследствии металл был заменен слоновой костью. Струны натянуты жильные, чтобы смягчить звучание. Одним словом, уже не прежняя «золушка», а настоящая красавица, нарядная, изящная, певучая!
Балалайка словно пела под пальцами, открывая новые, безграничные горизонты своих возможностей. Ее кузов, сделанный из гулкого горного клена, позволил исполнителю расширить динамический диапазон от тончайшего «пианиссимо» до мощного «форте». В то же время это был инструмент со всеми его наиболее характерными народными особенностями — способом звукоизвлечения, количеством струн и формой.
*Информация об В.В. Андрееве взята из сети интернет и из публикации И.В.Идрисовой «Василий Васильевич Андреев»