Фразировка в игре на струнно-смычковых инструментах
Игра на струнно-смычковых инструментах часто сравнивается с человеческим голосом. В мире много различных струнных инструментов, но лишь некоторые обладают дополнительным инструментом, смычком. Именно благодаря смычку скрипка «поёт», именно смычок позволяет скрипке «дышать».
В вопросах Фразировки нас струнно-смычковых инструментах можно обозначить несколько критериев:
1) музыкальное развитие слуха;
2) музыкальный вкус;
3) постановка рук; динамика;
4) поминание формы и построения фразы;
5) манерность; стилистика.
1) Развитие музыкального слуха
Решающая роль в Фразировке музыкального произведения принадлежит слуховому восприятию исполнителя. Умение слушать себя со стороны, как правило, приходит с опытом. Естественно, что без серьёзных занятий по сольфеджио невозможно полноценно развивать слух. Ещё очень полезно петь то, что играет ученик, слушать в исполнении других музыкантов. В настоящее время, благодаря интернету, многие записи доступны на аудио и видео ресурсах, что упрощает поиск нужного произведения. Преподаватель тоже может поучаствовать, например, сделать запись в своём исполнении или привлечь к этому других учеников. То есть, для полноценного развития музыкального слуха нужно выполнять целый комплекс задач, которые помогут в слышании музыкальной фразы.
2) Музыкальный вкус
Как и музыкальный слух, вкус музыканта неразрывно связан с прослушиванием музыкальных произведений различных жанров, стилей, направлений, с прослушиванием разных инструментов. В этом плане хорошим помощником служит урок слушания музыки. Чем больше ученик слушает качественной классической музыки, тем острее и избирательней становится его музыкальный вкус.
3) Постановка рук. Динамика.
Бывают случаи, когда ученик достаточно эрудирован, имеет хороший музыкальный вкус, слух, но не может правильно и убедительно выразить музыкальную фразу. Проблема, зачастую, лежит на поверхности — неправильная постановка рук. Построение фразы технически зависит от скорости, нажима смычка, а так же от качества штрихов. Всё эти навыки влияют на динамические изменения фразы. Чем больше скорость смычка, тем ярче звук, но к скорости нужно добавить и широту смычка. Напротив, маленький отрезок смычка даёт piano, но бывает, что piano нужно играть широким смычком! Естественно, что филировка смычка, умение делать crescendo и diminuendo непосредственно влияет на построение фразы. Здесь возникает новый нюанс — правильное распределение смычка, а это целая наука! Правильное распределение смычка закладывается с первых уроков и лишь спустя определённое время доводится до автоматизма.
Качественные штрихи влияют на построение фразы не в меньшей мере, чем правильное распределение смычка.
Чаще остальных встречаются штрихи detashe и legato, которые являются основой остальных штрихов. К сожалению, не всегда преподаватели дают динамические упражнения и гаммы с использованием данных штрихов. Например: сыграть гамму detashe делая crescendo на каждом звуке и наоборот. Тоже самое можно делать со штрихом legato. В младших классах можно давать динамические упражнения на открытых струнах.
Левая рука тоже играет немаловажную роль. В частности, речь идёт о подготовке пальцев и поворот локтя. Особенно за этими моментами нужно следить в пассажах legato. Другой момент — вибрация и интенсивность её колебания. Обычно, чем ярче фраза, тем частота колебания увеличивается, особенно в кульминациях.
Необходимо помнить, что все рассмотренные составляющие средства выразительности могут быть полностью испорчены зажатостью и скованностью рук, следствием неправильной постановки.
4) Понимание формы и построения фразы
В младших классах необходимо понемногу знакомить ученика со структурой музыкальной фразы. Естественно, что не всегда ученику будут понятны такие слова, как период, предложение, фраза, кульминация. Преподаватель должен адаптироваться к словарному запасу ребёнка. В старших классах с этим не должно быть сложностей. Очень важно сразу выяснить и отметить начало и конец фразы, её кульминацию, динамику. Определить средства и способы выразительности поставленных задач. Если ученик талантлив и с достаточным опытом, чтобы играть правильно фразу на интуитивном уровне, тогда не следует заострять внимание на структуре фразы, а работать над художественной составляющей последней в контексте целого произведения.
5) Манерность. Стилистика
С течением времени изменениям подвержены языки народов мира, иногда они претерпевают такие перемены, что понять первоисточник нынешнему поколению без перевода не под силу. Язык музыки тоже не является исключением. У нас нет аудиозаписей древних языков, как и исполнения на музыкальных инструментах. Первые записи появились в конце 19 века. Мы не имеем точного представления, как играли во времена Баха, Гайдна, Моцарта, Бетховена. У нас, к сожалению, нет записи игры легендарного Николо Паганини! Не смотря на это, уже достаточно долгое время существует так называемый барочный стиль. Исполнение произведений многих композиторов подверглись изменениям. В настоящее время есть доступ к старинным записям П. де Сарасате, Й. Иоахима, Э. Изаи, Ф Крейслера и др. Если сравнивать с современными исполнителями, то, естественно, музыкант услышит разницу. Задача данной методической работы состоит не в том, чтобы оценивать изменения, а чтобы понять разницу в стилях исполнения, манерности, выяснить технические нюансы современных тенденций. Понятно, что такие вопросы можно обсуждать только с учениками старших классов. Возьмём, как пример, так называемый барочный стиль. Основной момент, как мне кажется, который повлиял на современную манеру игры — излишняя филировка, «раздутость» звуков. Такое понятие, как «длинный смычок», для многих музыкантов стало чуждым. Естественно, что ДШИ не остались в стороне. Все эти моменты влияют на построение фразы. Филирование каждого звука практически разрушают традиционные каноны логики построения фразы. Подход к кульминации, как обычно, основывался на crescendo, а движение к концу, — на diminuendo. Так вот, если в каждом отдельном звуке происходит процесс crescendo и diminuendo, то эти нюансы для фразы в целом нивелируются, то есть, фраза, как принято говорить, «рвётся». Но у такой манерности есть свои ценители, в барочном стиле есть своя изюминка.
Подводя итоги данной темы, хочется сказать, что преподаватель должен искать комплексный подход в обучении ученика правильной и логичной фразировки, учитывая все составляющие для достижения этой цели.
Список литературы:
М. Либерман. М. Берлянчик. Культура звука скрипача
Л. Ауэр. Моя школа игры на скрипке
Ю. Янкелевич. Педагогическое наследие
М. Бодоньи. Искусство Фразировки, дыхания, акцентов.