Алимова Ирина Наильевна: Дыхание – как основа пения

Введение:

Певческое дыхание во многом отличается от обычного дыхания. В повседневной жизни человек дышит непроизвольно, при пении же, дыхание полностью подчиняется воле поющего. Певческое дыхание обладает большей продолжительностью и объемом. Выдох, во время которого происходит фонация, значительно удлиняется, а вдох укорачивается, в то же время, требуя активной работы мышц, поднимающих ребра и расширяющих грудную клетку, приводя в рабочее состояние диафрагму.

По скорости и объему вдох соответствует темпу, характеру, протяженности музыкальной фразы, которую предстоит исполнить. Выдох при пении должен быть плавный, равномерный, без толчков, а звук при этом ровный и упругий. Задача педагога — научить детей удерживать дыхание, экономно расходовать его для обеспечения длительного и плавного звучания голоса. Дыхание нужно подавать ровно, следить за тем, чтобы звучание голоса поддерживалось хорошим, ровным дыханием без напряжения и толчков. При этом следует избегать «перебора» дыхания.

О дыхании:

Дыхание — энергетический источник голоса, фундамент, основа в пении. Начиная с младшей ступени, нарабатывается нижнереберное – диафрагмальное (как наиболее удобное), то есть смешанное дыхание, при котором высоко поднимаются и расширяются при вдохе нижние ребра, а остальная часть грудной клетки почти неподвижна, активна диафрагма и мышцы брюшной полости. Длительность и сила дыхания развиваются при помощи упражнений на дыхание без звуков. Они помогают дыхательным мышцам осуществлять свою работу более точно, тем самым мы развиваем способность, управлять мускулатурой и необходимыми мышцами. Входящее дыхание производится быстро, бесшумно, только через нос, или через нос и рот одновременно. Характер вдоха, его длительность и объем диктуются музыкальной фразой и выразительными задачами.

Существует несколько типов дыхания: грудное, брюшное и смешанное. При грудном типе дыхания у нас на вдохе поднимается грудь и плечи, живот при этом втягивается, либо остается неподвижным. Брюшное дыхание — это, проще говоря, дыхание диафрагмой, то есть животом. Диафрагма – это мышечно-сухожильная перегородка, отделяющая  грудную полость от брюшной. При вдохе живот выпячивается, надувается. А грудь и плечи остаются неподвижными. Именно такое дыхание считается правильным. Третий вид дыхание — смешанный. При таком типе дыхания задействованы сразу и диафрагма (живот), и грудь.

Оптимальным типом дыхания, при котором голос ребенка звучит легко и естественно, является смешанное дыхание. Детские легкие малы по своей емкости, и, отсюда, – естественная ограниченность силы звука детского голоса. На начальном этапе обучения я работаю над смешанным дыханием, так как развивать какой-то определенный тип дыхания – вредно, потому что в этот период дыхание у детей – поверхностное. Но в дальнейшем, мы плавно переходим на освоение более серьёзного типа дыхания — диафрагмального. Правильное певческое дыхание связано с правильной атакой звука.

При нахождении чувства опоры создается особое чувство легкости звукообразовании, ощущения опертости звука. Эта слаженность процесса пения зависит от координации всех компонентов пения: гортани, дыхания, резонирования и артикуляции. Особенно большое значение имеет ощущение напряжения спинных, поясничных, межреберных мышц и мышц брюшного пресса. Удержание при пении вдыхательной установки приводит к ощущению напряжения выдыхательной мускулатуры и ощущению столба воздуха, как бы опирающегося на диафрагму. Дыхательными упражнениями следует заниматься на каждом уроке по пять-десять минут. Постепенно управление дыхательной мускулатурой совершенствуется, она становится более эластичной, отвечающей на любые задания.

Правила дыхания при пении:

1-Вдох должен быть коротким, энергичным, а выдох – плавным.

2-Выдох от вдоха отделяется большей или меньшей паузой – задержкой дыхания, назначение которой – активизация связок.

3-Выдох должен быть экономичным, без «утечки» дыхания (без шума).

4-При этом дыхание должно быть максимально естественным.

5-Брать дыхание нужно только через нос, а выдыхать через рот вместе со звуком.

Существует множество упражнений для развития певческого дыхания. Например, для выработки правильного выдоха можно использовать следующие:

Упражнения на развития певческого дыхания:

Работа над дыханием:

а) руки на животе, вдох в живот «Надуваем шарик» — вдох носом, в живот и

через щѐлку во рту плавно, медленно выдыхаем на звук «ссс…»

б) по показу рук медленный вдох и медленный выдох через щѐлку во рту

толчками воздух

в) дуем на «пушинки» «сдуваем» их или на воображаемую свечу.

г) наклоны и повороты головы, повороты корпуса( активный вдох через

нос и выдох через рот активно на звук «ха»)

д) «накачиваем колѐса» наклоняясь — вдох, разгибаясь- выдох.

В упражнениях, развивающих дыхание, можно использовать комплекс упражнений дыхательной гимнастики Евгения Емельянова.   

Упражнения, как показала практика, представляют большую ценность.

Оказывается, они не только укрепляют здоровье и развивают дыхание, они еще вовлекают в работу большое количество мышц (мелких и крупных), необходимых ученикам для координации движений, для воспитания красоты и пластичности, так нужных в обычных жизненных движениях.

Комплекс дыхательной гимнастики Е. Емельянова.

Применяю его в виде игровых упражнений.

  1. Упражнение – «вдох аромата цветка». Прошу детей мысленно представить самый нежный и любимый их цветок, его чудный аромат, или аромат душистых ягод. Дети интуитивно, приподнимая слегка шею и подбородок, с шумом втягивают воздух. Поправляю, говорю, что вдох долженбыть спокойным и бесшумным. Я специально произношу это слово для того, чтобы акцентировать внимание детей на важнейшем моменте взятии вдоха. Показываю, а затем мы учимся выполнять это упражнение. Делаем это упражнение несколько раз.
  2. Упражнение – «надуваем и сдуваем шарик». Те же требования к моменту вдоха, а момент выдоха прошу контролировать временем. То есть своеобразная игра как в детстве; кто дольше продержится, у кого лучше развиты легкие, кто экономнее будет расходовать в момент выдоха воздух, не подменяя при этом дыхания. Усложняем упражнение еще и тем, что момент выдоха мы осуществляем на звуке. Звук может быть любым, но только гласным, чтобы его удобно было тянуть. То есть, мы включаемся в процесс пения. На определенном звуке, определенной высоты – тянем его, значит поем.
  3. Упражнение «подули на одуванчик». Держа обе руки на поясе и сильно прижимая ладонями нижние ребра – резко и коротко делаем 10-20 выдохов. Особенность данного упражнения заключается в очень быстром и резком движении верхней мышцы живота (диафрагмы). Упражнение требует определенных усилий и навыков. Сначала мы его выполняем на «пред дыхании» с эффектом легкого шума, а затем на чередовании гласных и согласных звуков. Это упражнение можно выполнять лѐжа на ковре. Своеобразная мышечная гимнастика, равносильная «качанию пресса». Практически все дети после выполнения этих дыхательных тренингов становятся румяными, радостными и активными. А это значит, что кровь начинает активнее циркулировать, легкие насыщаются кислородом, работают активно, организм ребенка полон сил и бодрости.

На каждом занятии обязательно используем комплекс дыхательной гимнастики Александры Стрельниковой.

Данный комплекс упражнений направлен на то, чтобы сделать дыхание более глубоким. В основе гимнастики — парадоксальный вдох по методике Александры Николаевны. Грудная клетка сжимается скрещиванием рук, и вдыхаемый воздух проникает глубже, в нижние отделы лёгких. Повышается активность диафрагмы. Упражнения по данной методике активно используем при тренировке фонационного дыхания в процессе постановки речевого голоса.

Упражнения А. Стрельниковой:

Упражнение 1- Ладошки:

Исходное положение – стоять ровно и прямо. Ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, локти опущены, ладошки развернуты. На вдох ладошки сжимаем в кулак, на выдох разжимаем. Вдох активный, в живот, через нос. Выдох медленный. 4х8

Упражнение 2 – Насос:

Исходное положение – стоять слегка ссутулившись, руки согнуты в локтях, соединены кулаками. Имитация насоса. Активный вдох через нос, активный выдох. 4х8

Упражнение 3 – Обними плечи:

Исходное положение – стоять ровно и  прямо, ноги шире, чем на ширине плеч, руки согнуты в локтях, подняты на уровень груди и разведены в стороны. На счет раз бросаем согнутые руки в локтях навстречу друг другу, делая вдох через нос, на счет два приводим в исходное положение – выдох. Вдох и выдох активный4х8

Заключение:

Данная работа рекомендована педагогам дополнительного образования, преподающим эстрадное вокальное пение.

Все эти упражнения направлены на развитие певческого дыхания. Дыхательные упражнения разогревают мышцы голосового аппарата, и создают своеобразную психологическую настройку всего организма. Все эти упражнения задействует эмоциональную сферу, развивает воображение, налаживают процесс звукообразования (координацию мышц голосового аппарата), закрепляют условные рефлексы, вырабатываемые постоянными занятиями, собирают творческое внимание.

Список литературы:

Белякова Л.И., Н.Н. Гончарова, Т.Г. Шишкова «Методика развития речевого дыхания у дошкольников»

Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой – М.: Метафора – 2003.

Емельянов, В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. СПб.: Издательство «Лань», 2000г.

Методическая работа на тему: «Дыхание – как основа пения»

170034, Россия, Тверская область
г.Тверь, ул.Ерофеева, дом 11

Телефон: +7 (4822) 58-25-01
E-mail: info@3musictver.org
Все материалы сайта доступны по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0 International. Прочие авторские права охраняются законодательством Российской Федерации.

При использовании материалов сайта активная гиперссылка на него обязательна. Никакого предварительного согласия на перепечатку не требуется.