Мысловский Юлий Михайлович: «Уникальность пособия для обучения юных скрипачей Пархоменко и Зельдиса»

Уникальность пособия для обучения юных скрипачей О. Пархоменко и В. Зельдиса

Первое издание «Школы игры на скрипке» было в 1974 году. Его авторами являются лауреатка международных конкурсов, ученица Давида Ойстраха, Ольга Пархоменко и известный преподаватель и методист Владимир Зельдис, которые преподавали в Киевской консерватории. В 1987 году сборник был переиздан. В работе над «Школой» авторы опирались на свой многолетний преподавательский опыт, а также использовали труды выдающихся советских педагогов К. Мострас, Б. Струве, А. Ямпольского, Ю. Янкелевича, методические пособия М. Гарлицкого, Т. Погожевой, В. Стеценко, А. Григоряна, К. Родионов, К. Фортунатова, Т. Захарьиной, советы Д. Ойстраха.

Большой интерес в этом пособия представляют собой общие методические замечания и последовательность составления общего плана содержания. Первые методические рекомендации посвящены постановке рук и «основной стойке» в форме игровых методов. Система подготовительных упражнений «как будто», по мнению авторов, усваивается очень легко даже самыми маленькими учениками, а дома — с помощью родителей и перед зеркалом.

Вот последовательность, которую предлагают авторы «Школы»:

Упражнения для левой руки

  • «основная стойка» — научить ребёнка принимать непринуждённо позу с равномерно опорой на обе ноги. Корпус прямой, руки свободно свисают вдоль туловища.
  • берём скрипку «как будто». Медленно поднимаем левую руку, сгибаем в локте и разворачиваем ладонь перед глазами. Говорим ученику: «посмотри в зеркало». Нужно следить за тем, чтобы кисть и предплечье составляли прямую линию, пальцы были округленными, свободно свисающими, большой палец — ровным.
  • постановка пальцев на струну «как будто». Каждым пальцем отдельно, держа его полусогнутым и не распрямляя, делать движение, касаясь большого пальца.

Упражнения для правой руки:

  • правая рука ученика висит вдоль туловища, педагог медленно поднимает её и внезапно отпускает. Рука должна упасть свободно. При этом нужно следить, чтобы при подъёме руки излишне не активизировались мышцы предплечья и кисти, а падение её не тормозил ось мышцами плечевого пояса. В дальнейшем ученик сам поднимает руку и бросает её вниз, а педагог следит за свободой движения.
  • имитация движения правой руки при ведении смычка по струне. Подняв руку в «игровое положение», ученик перемещает её в горизонтальной плоскости, сгибая и разгибая её в локтевом суставе. Локоть слегка отпущен, что создаёт ощущение веса руки.
  • взяв скрипку «как будто», ученик ведёт правой рукой «над струнами». Цель упражнения — овладеть ощущением взаимосвязи частей руки и её веса в процессе выполнения игровых движений.
  • взятие смычка «как будто». Предложите согнуть в локте правую руку и поднять её вдоль корпуса вверх, удерживая на весу. Кисть при этом свободно свисает, а большой палец следует спрятать под остальные пальцы. В таком положении ученик отчётливо ощущает мышечную свободу правой руки во всех её частях: плечевом, локтевом и кистевом суставах. Это ощущение усиливается при небольших покачиваниях рукой. Подготавливая момент взятия смычка, необходимо показать ученику положение «держащее кольцо». Нужно предложить ему поставить округленный средний палец на округленный большой и пояснить, что эти два пальца главные во время держания смычка. В этом положении нужно делать движения кистью вверх-вниз, влево-вправо.
  • Ученик поднимает правую руку, сгибает её в локте; левой рукой берет карандаш и подставляет его под округленный пальцы правой руки так, чтобы они легли естественно сгруппированными, без напряжения. Мизинец ставится на карандаш подушечкой, как на упоре.
  • совместные движения левой и правой рук. После того как ученик освоил движения по взятию скрипки левой рукой «как будто» и правой руки с карандашом, показываем ему, как проходят эти движения правой руки в средних пределах «смычка». Ученик водит палочкой или карандашом по сгибу локтя левой руки.

Здесь приводятся обобщенно только некоторые методические рекомендации. Дальше авторы дают советы по развитию слуха скрипача. Потом непосредственно работа над взятием скрипки и смычка, тоже в игровой манере. Ведение смычка по открытой струне. Авторы предлагают различные игровые формы: «игра с шариком», игра «шлагбаум», игра «лифт».

Следует отметить уникальную последовательность при составлении сборника. Кроме методических рекомендаций по постановке, «стойке», ведению смычка есть ещё интересный подбор репертуара, как методического, так и художественного. Наряду с пьесками идут параллельно упражнения, этюды, гаммы дуэты ученика с учителем. Пьесы не только классические и народные, но также известные мелодии из кинофильмов, мультфильмов и др. Автор не боится вводить игру двойными нотами на ранних стадиях обучения, что не типично для многих методических пособий, но, как мне кажется, разумно и эффективно!

В заключении хотелось бы сказать, что «Школа игры на скрипке» О. Пархоменко и В. Зельдиса является очень эффективным пособием, которое нужно непременно использовать в работе с учениками.

Список литературы:

  1. О. Пархоменко. В. Зельдис «Школа игры на скрипке»

2. М. Либерман. М. Берлянчик «Культура звука скрипача»

Скачать

170034, Россия, Тверская область
г.Тверь, ул.Ерофеева, дом 11

Телефон: +7 (4822) 58-25-01
E-mail: info@3musictver.org
Все материалы сайта доступны по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0 International. Прочие авторские права охраняются законодательством Российской Федерации.

При использовании материалов сайта активная гиперссылка на него обязательна. Никакого предварительного согласия на перепечатку не требуется.